У рубля нет стимулов для дальнейшего ослабления. О дальнейшем движении национальной валюты, а также о перспективах российского бюджета, кредитах Украине и многом другом в эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 24" рассказал министр финансов Антон Силуанов. Особая тема: финансовый саммит G20 в Австралии.
У рубля нет стимулов для дальнейшего ослабления. О дальнейшем движении национальной валюты, а также о перспективах российского бюджета, кредитах Украине в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал министр финансов Антон Силуанов.
Антон Германович, на встрече министров финансов в Австралии, которая в этом году председательствует в G20, было принято амбициозное решение добиться дополнительно 2% от ВВП мировой экономики за ближайшие 5 лет. За счет чего удастся добиться такого роста? Что это даст России? И как вы считаете, подходящий ли для этого сейчас выбран момент?
Действительно в ходе встречи министров финансов "Двадцатки" обсуждались вопросы текущие экономической ситуации и прогнозы на перспективу, ставились задачи в области экономического развития. Отрадно, что "Двадцатка" австралийская во многом подтвердила и продолжила те задачи, которые ставились в ходе встречи лидеров стран "Двадцатки" в Санкт-Петербурге в прошлом году: вопросы развития, вопросы стимулирования экономик.
Это все темы, которые обсуждались в прошлом году под председательством Российской Федерации. Поэтому вопрос ускорения экономического развития, который рассматривался в ходе первой в текущем году встречи министров финансов, это тоже вопрос в продолжение темы и ранее начатой под председательством Российской Федерации.
Действительно, австралийские коллеги достаточно амбициозно поставили цели перед участниками встречи об увеличении на 2% роста экономики над тем трендом, который запланировал Международный валютный фонд в качестве роста на ближайшие 5 лет. Инициатива рассматривалась. Были разные подходы к постановке этого вопросы, потому что всем, конечно, хочется расти выше. И если на следующий год темп роста мировой экономики планировался на уровне 4%, то соответственно, если мы возьмем его за базу, то соответственно задача стоит о том, чтобы еще добавить 2%, 6%.
Многие страны высказывали такое мнение о том, что поскольку динамика развивающихся стран с развивающейся экономикой гораздо выше сегодня, чем стран с развитой экономикой, то стран с развивающейся экономикой должны расти 7 и более процентов.
Насколько это реалистично? Не ставим ли мы здесь такие перед собой цели, как воздушные замки? Откуда такие деньги? А денег потребуется по оценкам около 2 триллионов долларов в реальном выражении за эти годы. Откуда ресурсы? И как это сделать? Ответа не было. Были предложения, такие договоренности о том, что каждая страна "Двадцатки" возьмет на себя обязательства разработать планы по стимулированию экономического роста, целью которых как раз и будет являться обеспечение 2% роста в течение 5 лет.
Безусловно, пока, еще раз повторюсь, не было ни механизмов, ни источников финансирования. Обсуждались, безусловно, предложения по мобилизации тех ресурсов, которые сегодня есть и которые инвесторы не торопятся вкладывать в экономику, потому что есть большие риски.
Кстати говоря, этому вопросу много времени в ходе дискуссии уделялось. Потому что сейчас инвестор стал более осторожным. Деньги есть, но вкладывать те ресурсы без неких гарантий, без поддержки государства инвесторы не спешат. Поэтому обсуждались вопросы государственного частного партнерства, вопросы поддержки государства в виде гарантий, вложения в тот или иной бизнес. Обсуждали вопросы создания инвестиционных проектов для крупных институциональных инвесторов и некое участие тоже государства в снижение административных издержек, в поддержки через налоговые законодательства и так далее.
Я так понимаю, что привлечение инвестиций - это как раз тема, которая возникла в 2013 году при председательствовании России в G20. И в этом году в Австралии она была подхвачена?
Да, она была продолжена, и трансформировалось предложение об ускорении экономического роста. Было подчеркнуто то, что ситуация по сравнению с прошлым годом несколько поменялась и теперь драйвером роста выступают страны с развитой экономикой, в первую очередь США, которые показывают темпы около 3% ВВП, европейские страны восстанавливаются после кризисных явлений в прошлые годы.
Страны с развивающимися рынками, наоборот, их темпы несколько сокращаются. И теперь, если в прошлом году все надеялись на страны с развивающейся экономикой как локомотив роста мировой экономики, то сейчас тенденция обратная.
Но, тем не менее, вы также сказали, что несмотря на ту ситуацию, которая сейчас складывается во всех странах БРИКС, интерес инвесторов к России не падает?
Действительно, Российская Федерация на фоне других стран с развивающимися рынками выглядит очень неплохо. Потому что в результате сокращения практики количественного смягчения, сокращения количества печатания эмиссии долларов Федеральной резервной системы, капиталы начали мигрировать из стран с развивающимися рынками в страны с развитой экономикой. И это привело к тому, что многие валюты стран с развивающейся экономикой обесценились и в прошлом году, и в этом году.
Приходилось поднимать процентные ставки банкам, национальным банкам этих стран. Снизились темпы роста экономического развития. Почему? Да потому что потоки капитала из страны при дефиците бюджета и при дефиците счета текущих операций вызывали необходимость ослабления курса валют, приводили к тому, что приходилось повышать ставки центральным банкам, а соответственно это замедляло темпы экономического роста.
В России тоже произошло некое ослабление рубля. Но отток капитала, он и раньше был. Но я хочу сказать, что иностранные инвесторы, по оценкам и экспертов и наших специалистов, не выводили деньги из наших бумаг. Причиной ослабления курса рубля стало то, что на фоне общей ситуации в странах с развивающейся экономикой, на фоне того, что у нас несколько снизились темпы экономического развития.
Сейчас, при фундаментальных факторах, таких, которые имеет Россия, это профицит текущего счета платежного баланса и около 2%, 1,6% роста ВВП в прошлом году, нет причин для ослабления валюты. Безусловно, гибкость курсообразования она была, так и будет продолжаться Банком России. И я считаю, что динамика курса не должна меняться в ближайшей перспективе.
То есть в ближайшее время мы так и будем видеть 49 рублей за евро и 35,5 плюс-минус за доллар?
Курс колеблется в рамках валютного коридора, который устанавливает Банк России. Как будет изменяться, будут показывать притоки и оттоки капитала, операции по текущим счетам. Поэтому, насколько будут общемировые цены на товары нашего экспорта складываться, здесь много факторов. Но если говорить и брать сегодняшнюю ситуацию, то оснований фундаментальных для изменения курса нет.
Как раз для поддержания курса рубля Центробанк сейчас проводит рекордные интервенции. Вот как это все скажется на наших золотовалютных резервах?
Вы знаете, что у нас одни из самых больших в мире золотовалютных резервов. Сейчас его размеры составляют около 480 миллиардов долларов. Действительно, за период с начала года Центральный банк продал около 12 миллиардов долларов США золотовалютных резервов, для того чтобы поддержать курс, с тем чтобы он резко не колебался. Потому что задача Центрального банка заключается в том, чтобы не было резких колебаний. Они никому не нужны.
Я считаю, что Банк России справился с этой задачей, и сейчас нет необходимости, значит, дальнейшего расходования резервов, поскольку курс пришел в некое равновесие. И сейчас вопрос об использовании резервов, и в последние, кстати, дни Центральный банк практически не использовал свои резервы для того, чтобы поддерживать курс.
Вы знаете, я почитала исследования Высшей школы экономики, где говорится, что от колебания курсов в этом году российский бюджет может дополнительно получить порядка триллиона рублей. Ну, и вообще сейчас очень много говорится о том, что сейчас происходит с рублем - это запланированная акция наших властей. Вот как вы можете это прокомментировать?
Могу сразу сказать, что никаких планов мы по ослаблению курса не строили. Это абсолютно неправильно. Можно было бы посмотреть даже в прогнозах правительства по курсу на текущий год, это чуть больше 33 рублей за доллар, за доллар США. Правительство или Центральный банк преднамеренно не воздействовали на динамику рубля.
Запланированной ситуации, естественно, в наших планах не было. Вы говорите о триллионе рублей дополнительных доходов? Тоже не соглашусь с такой цифрой, потому что мы говорили, что изменение курса на 1 рубль за доллар дает дополнительно бюджетной системе около 180 миллиардов рублей. Поэтому, если считать, что мы отклонились от плановых прогнозируемых значений на примерно 2 рубля пока, соответственно 360 миллиардов рублей дополнительных доходов имеет бюджет. Но, я еще раз повторюсь, что это только начало года. Мы можем сейчас увидеть и ситуации с укреплением курса рубля, и тогда соответственно цифры доходов бюджета будут конечно меняться, будут уточняться. Будем смотреть, будем мониторить ситуацию.
Тем не менее вы уже пересмотрели в лучшую сторону прогноз по дефициту бюджета на этот год?
У нас предусмотрен в этом году дефицит бюджета в размере 0,5% ВВП. Сегодня действуют разнонаправленные факторы. С одной стороны, темпы роста экономики ниже пока складываются, чем мы запланировали, это как фактор на понижение доходов. С другой стороны, есть факторы курсовые, которые влияют на увеличение доходной базы.
С третьей стороны, мы проводили коллегию федеральной налоговой службы, и налоговые органы предложили целый ряд мер по увеличению сбора дохода через улучшение работы с налогоплательщиками, через технологические изменения в работе, через расширение информационной базы о налогоплательщиках.
Еще сейчас одна важная тема - это политический и экономический кризис, сложившийся на Украине. Вы сказали, что дальнейшее предоставление Украине финансовой помощи будет рассматриваться и обсуждаться только после формирования окончательного правительства. Ну, вот, допустим, правительство уже сформировано. Дальнейшие действия нашего государства по предоставлению или не предоставлению средств Украине?
Знаете, у нас была сформирована экономическая повестка с предыдущим правительством Украины, и мы готовы обсуждать ее и с новыми коллегами из украинского правительства. Это первое.
Второе, мы знаем о том, что Международный валютный фонд готов рассматривать вопросы о предоставлении поддержки Украине при соблюдении определенного ряда структурных реформ. Мы должны вместе с международными финансовыми организациями, такими как Международный валютный фонд, с другими странами посмотреть, вместе скоординировать наши действия, посмотреть ситуацию в экономике с Украиной, потому что там требуется проведение существенных структурных реформ, посмотреть ситуацию с бюджетом, который складывается.
С бюджетом сейчас непростая картина, потому что, действительно, доходы стали значительно меньше в результате политической и экономической нестабильности. Соответственно мы должны определиться по координации мер, как с Международным валютным фондом, и выработать общие предложения, которые позволяли бы стабилизировать и экономику и финансы. Мы заинтересованы в скорейшей нормализации социально-экономического положения в Украине в том, чтобы у нас наладились и торговые отношения, с тем чтобы у нас наладилось нормальное экономическое сотрудничество.
Ну, тем не менее 3 миллиарда мы уже Украине дали. Какие вообще есть риски невозврата этих средств?
Вы знаете, я пока не склонен говорить о рисках невозврата. Возврат этих денег должен произойти в конце 2015 года. До этого момента, я не сомневаюсь, что будет выработан экономический курс нового руководства Украины, соответственно будут определены и ресурсы для финансирования бюджета Украины на текущий год и на следующий год, будут определены источники.
И я пока не вижу оснований говорить о том, что обязательства, которые есть у Украины перед ее кредиторами, в том числе и перед Российской Федерацией, не будут выполнены.
Вот по последним данным, по последним расчетам, Украине сейчас нужно порядка 35 миллиардов долларов в ближайшие уже 2 года. Где за этот срок Украине взять такие деньги?
Вы знаете, все будет зависеть от экономической реформы, на которую будут готовы власти Украины. Большой объем бюджета тратился на субсидии, на субсидии экономики, на субсидии населению, на субсидии, которые отвлекали ресурсы от первоочередных задач государства.
Если будут проведены структурные реформы, позволяющие ослабить давление на бюджет, то соответственно и высвободятся ресурсы для более их эффективного использования, с одной стороны. С другой стороны, экономика должна заработать. Ведь основа для любого бюджета - это стабильная функционирующая экономика.
Нужно создать в первую очередь политическую устойчивость, запустить государственные институты, которые должны работать, запустить экономические инструменты и стимулы, для того чтобы в Украину вернулись инвесторы и началась инвестиционная активность. И полагаю, что это необходимо сделать в этом году, с тем чтобы следующий год уже в стабильной обстановке с понятной экономической программой, с понятным взаимодействием Украины с ее соседями, в первую очередь Российской Федерацией, с международными финансовыми организациями, такими как Международный валютный фонд, было налажено полное взаимодействие и ясность действий экономического блока правительства.
У меня к вам последний вопрос как к эксперту. Вы сами сказали, что сейчас в бюджете Украины огромная дыра, многие ведомства прекратили все выплаты, кроме заработной платы. Ваши прогнозы, вот худший сценарий развития событий, и какой-то оптимальный сценарий?
Я бы не стал сейчас готовить какие-то сценарии для Украины. Я думаю, что в ближайшее время необходимо сформировать органы управления и в ближайшее время необходимо выработать экономическую повестку. Мы готовы здесь работать вместе с Украиной, вместе с международными финансовыми организациями, со всеми странами, которые заинтересованы в скорейшей стабилизации ситуации на Украине. Будем готовить предложения и вырабатывать их.