Министр финансов Антон Силуанов на XV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества
Министр финансов Антон Силуанов на XV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества
 
Добрый день, уважаемые коллеги!
Хотел бы остановиться на анализе текущей ситуации в российской экономике, как мы ее видим, и какие предложения рассматриваются в Правительстве.
Безусловно, мы видим, что возросли риски нестабильности, риски неустойчивости, нервозность вокруг российской экономики и политики возникла в связи  с санкциями и возможным расширением этих санкций. Мы видим, инвесторы стали очень консервативно относиться к российским вложениям: подорожали наши бумаги, кредитные линии стали сокращаться, да и инвесторы думают, что может быть лучше переждать, нежели вкладывать в экономику. Они хотят посмотреть, что будет происходить дальше, и потом принимать инвестиционные решения.
Мы видим, что за два месяца этого года произошло сокращение общего объема инвестиций на 5%: финансовые инвесторы не особо торопятся приходить к нам на рынок. Есть и значительные объемы оттока капитала за границу, которые связаны как с поведением инвесторов, так и переводом рублевых сбережений в валютные. К этому добавилось еще и заявление рейтинговых агентств о том, что прогнозы по рейтингам Российской Федерации понижаются на негативные со стабильных. Безусловно, это все не может нас не беспокоить.
Мы всегда должны иметь на случай ухудшения самый негативный сценарий, я имею в виду, что, возможно, и внешнеэкономическая конъюнктура (с точки зрения цены на нефть и газ, объемов поставок) может ухудшаться. Мы должны быть готовы к любым сценариям развития ситуации.
У нас рассматриваются различные предложения. Сейчас активно обсуждаются в экономических кругах и в правительстве вопросы стимулирования внутреннего спроса. В том числе есть предложения простимулировать экономику за счет бюджета. Увеличив расходы, увеличив инвестиционные вложения в инфраструктуру, мы могли бы увеличить финансирование госпрограмм. То есть речь идет о том, чтобы создать условия для стимулирования спроса со стороны государства. В 2008-2009 годах у нас был достаточно быстрый кризис - мы резко «упали» и, в то же время, быстро «отскочили». Тогда, действительно, вопросы госстимулирования внутреннего спроса имели под собой основания. Сейчас мы видим, что вряд ли ситуация будет напоминать нам 2008-2009 год, сокращение темпов роста и инвестиций растянуто во времени, еще и нервозности последнего времени внесли свой вклад.
Давайте подумаем относительно возможности стимулирования внутреннего спроса. Это должен быть длительный период, можно, конечно, увеличить госрасходы, можно увеличить государственный спрос, но его нужно постоянно поддерживать  с тем, чтобы потом опять не свалиться в яму. Сможем ли мы это сделать? Думаю, что ответ здесь очевидный, потому что даже при таких высоких ценах на нефть, при такой хорошей внешнеэкономической конъюнктуре, мы сегодня имеем очень напряженный бюджет. У нас ненефтегазовый  дефицит не спадает ниже 10% ВВП, в случае, если мы будет увеличивать внутренний спрос через бюджетное стимулирование, соответственно, этот  показатель еще больше увеличится. В случае снижения цены на нефть, мы получим дисбаланс нашей бюджетной, финансовой, денежно-кредитной систем, со всеми вытекающими последствиями.
Некоторые наши экономисты говорят: «Ничего страшного, подумаешь, на 1-2% ВВП увеличим дефицит бюджета. Сейчас в РФ небольшой долг - всего  12% ВВП, сделаем его 25% ВВП как в других странах.  Ничего страшного не случится». На самом деле, здесь все не так просто. Во-первых, для того, чтобы нам занять 1-2% (а 1% - это 650-700 млрд рублей) с внутреннего рынка, нам нужно будет повышать ставки в экономике. Мы в последнее время, как видите, вообще отказываемся от заимствований внутри, мы не проводим аукционы, потому что цена высокая, и мы не считаем возможным для себя занимать по такой цене. То же самое по внешним заимствованиям, мы видим, что они для нас подорожали примерно на 1%.
Если мы будем сейчас стимулировать спрос, если мы будем накачивать экономику через бюджет деньгами, в том числе Банка России получается (а нам больше неоткуда брать), то это будет инфляция, стимулирование импорта, разбалансировка нашего платежного баланса. А если мы будем разбалансировать платежный баланс со всеми вытекающими последствиями, значит, будет у нас снижение золотовалютных резервов, будет  ослабление рубля и инфляция.
Поэтому наша позиция, позиция финансовых властей, заключается в том, что в такие непростые времена нужно «поджаться». Это может быть длительный период, это может быть год, два, три.
Мы сейчас выполняем все свои бюджетные обязательства, мы их выполним в рамках трехлетних показателей в любом случае. Мы даже готовы тратить на это дело наши резервы. Но расширять внутренний спрос, на наш взгляд, было бы неправильно.
На наш взгляд, как раз период кризиса и должен стимулировать более глубокие ускоренные меры по облегчению работы бизнеса, созданию лучшего предпринимательского климата.
Мы должны, в первую очередь, сейчас, в том числе через бюджет, перераспределяя внутри расходы на импортозамещение, в ускоренном порядке выполнять наши «дорожные карты» по облегчению деятельности бизнеса.
Мы должны быстрее задействовать наши принятые решения. У нас решение об использовании средств ФНБ было принято полтора года назад, и мы еще пока ни копейки не проинвестировали в инфраструктурные проекты. Есть резервы и в более равномерном исполнении бюджетов, чтобы избежать ставшей традиционной ситуации, когда только в декабре начинают заключать контракты и расходовать средства. Причем зачастую в виде авансов, поскольку прямого финансирования не осуществляется, потому что работы не выполнены в  полной мере.
Надо еще активизировать работу наших естественных монополистов. Мы в этом году заморозили тарифы и сказали, что инвестиционные программы не сокращаем. Наши естественные монополии – это самый крупный инвестор, который как раз осуществляет стимулирование внутреннего спроса и экономики. И надо, чтобы наши естественные монополии, у которых суммарный инвестиционный бюджет больше, чем государственные инвестиционные ресурсы, также ориентировались на использование внутренних ресурсов, товаров внутреннего потребления и т.д.
Безусловно, надо заниматься реформами, в том числе в социальных областях, которые бы высвобождали наши бюджетные средства.
Если мы будем проводить жесткую экономическую и финансовую политику, то те инвесторы, которые сегодня думают вкладывать или нет в Россию, смогут поверить и сказать: «Да, мы будем вкладываться в Россию». Я считаю, что такие меры мы должны в ближайшее время выработать, дать такие установки для всех тех, кто хотел бы инвестировать в нашу экономику. Спасибо.
 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International