Заместитель Министра финансов России Алексей Лавров об открытости бюджета
Открытость бюджета как оценка эффективности госрасходов
Повышение открытости бюджетов – одно из ключевых направлений работы Министерства финансов, важная часть правительственной Программы повышения эффективности управления общественными финансами до 2018 года и госпрограммы «Управления государственными финансами». Аналогичные задачи стоят перед финансовыми органами субъектов Федерации и муниципалитетов. Поэтому Минфин России планирует использовать соответствующие индикаторы при оценке качества бюджетного процесса в регионах.
Кроме того, планируется развивать «общественный» рейтинг открытости – аналог рейтинга Международного бюджетного партнерства Open Budget Index. Независимая оценка открытости бюджетов регионов и муниципалитетов будет способствовать активизации этой работы. Повышению открытости бюджетного процесса служит и программный принцип формирования бюджета. Государственные и муниципальные программы позволяют объяснить гражданам какие результаты должны быть получены не только за счет бюджетных средств, но и с помощью других инструментов государственной политики.
 
В части повышения открытости бюджетов в субъектах Федерации и муниципалитетов уже есть хорошие наработки. Министерство финансов будет поддерживать их развитие и внедрение на региональном и местном уровне, в том числе – в рамках конкурсов на лучшие программы реформирования региональных финансов. Большой, комплексный проект «бюджет для граждан» на федеральном уровне мы реализуем второй год. Естественно на федеральном уровне возможности прямого вовлечения граждан гораздо меньше, ведь специфика федерального бюджета — это расходы на оборону, межбюджетные трансферты, международная деятельность и так далее, то есть сферы, которые в большинстве случаев напрямую не связаны с оказание государственных услуг. Региональные и прежде всего местные бюджеты — тот уровень, на котором граждане получают услуги в сфере образования, здравоохранения и т.д. Только на местном уровне могут раскрыться все возможности так называемого партисипаторного, а лучше сказать – «инициативного» бюджетирования, предполагающее прямое вовлечение граждан в отбор приоритетных проектов.
 
В настоящее время завершается разработка базовых перечней государственных и муниципальных услуг. И теперь еще больше расширяются возможности для сравнения субъектов и муниципалитетов для организации работу с государственными и муниципальными услугами. Уже с 2016 года бюджет должен в обязательном порядке составляться на основе унифицированных перечней государственных и муниципальных услуг. И это также должно быть отражено в работе по повышению открытости бюджета и внедрению методов «инициативного» бюджетирования.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International