Интервью С.Д.Шаталова газете "Экономика и Жизнь"

19 августа 2011 г., пятница
С 1 января 2012 г. в части первой Налогового кодекса появится новый раздел V.1, регулирующий налогообложение сделок между взаимозависимыми лицами (контролируемые сделки). Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее — Закон о трансфертном ценообразовании). О новой идеологии налогового администрирования наши корреспонденты беседуют со статс-секретарем, заместителем министра финансов РФ Сергеем Шаталовым.
В законе много оценочных категорий, поэтому в сфере его применения принципиально возрастает роль профессионального суждения как налогоплательщиков, так и сотрудников налоговых органов. Для российского налогового законодательства это нехарактерно, хотя элементы такого подхода уже сегодня присутствуют в Налоговом кодексе, особенно в части налогообложения прибыли. К качественно новым правилам необходимо подготовиться, поэтому для безболезненной адаптации к меняющейся правовой среде в законе предусмотрены многочисленные переходные положения.
До сих пор при формировании налогового права законодатель исходил из прямо противоположной цели, стремясь максимально подробно, с погружением во все детали и нюансы, вплоть до реквизитов документов, регламентировать налоговые правоотношения и особенности применения отдельных норм для каждой конкретной ситуации и сводя к минимуму возможности их толкования. Столь жесткая конструкция, конечно, не способна учесть все многообразие жизни.
С.Ш.: Принятый закон в первую очередь распространяется на сделки с товарами, работами и услугами. Однако сфера его применения прямо расширяется и на сделки, в которых хотя бы у одной из сторон возникают доходы или расходы. Таким образом, под действие закона подпадают практически все иные сделки, несмотря на то что при подготовке законопроекта ко второму чтению из него было исключено упоминание о сделках с «иными объектами гражданских прав». Возможно, в законе следует отдельно оговорить вопросы, связанные с такими специфическими объектами, как нематериальные активы, роялти, лицензии, объекты интеллектуальной собственности, поскольку подобные инструменты активно используются для минимизации налогов.
С.Ш.: Принять одновременно оба закона не удалось только из-за исключительно плотного графика работы Думы в конце весенней сессии. Но в планах парламента второй законопроект значится в числе приоритетных, поэтому в ближайшее время закон должен быть принят, что позволит ввести его в действие одновременно с первым. Осталось не так много вопросов для обсуждения с бизнесом. Главный — параметры, на основании которых будет формироваться консолидированная группа. Мы готовы пойти навстречу ТПП РФ и РСПП и установить менее жесткие нормативы по сравнению с теми, которые были приняты в первом чтении. Думаю, что в результате может появиться не 10—12 таких групп, а примерно вдвое больше.
Контроль за внутренними сделками необходим не только потому, что участники сделки могут иметь разные режимы налогообложения или использовать разнообразные инструменты, позволяющие «экономить» на налогах. Даже при отсутствии подобных возможностей правильное ценообразование важно для справедливого распределения налогов между бюджетами. Не секрет, что сегодня некоторые крупные компании искусственно перемещают центр прибыли в наиболее удобные регионы и платят налоги там, где им удобнее в силу особых отношений с властями или в обмен на дополнительные преференции. К сожалению, такие случаи не единичны. Естественно, губернаторы, бюджеты которых несут ощутимые потери, высказывают обоснованные претензии по поводу такой практики.
Компромисс со сторонниками контроля только внешнеторговых сделок найден в том, что в 2012 г. сделки внутри страны между одними и теми же зависимыми лицами могут попасть под контроль, только если совокупный оборот по данным сделкам в течение года превышает 3 млрд руб. Затем в течение двух лет этот порог снизится до 1 млрд руб. В некоторых случаях, когда, например, сделки совершаются с зависимыми лицами, пользующимися налоговыми преференциями, такая планка устанавливается на уровне 100 млн руб. с последующим ее снижением до 60 млн руб.
Важно и то, что контроль за трансфертным ценообразованием выведен за рамки полномочий территориальных налоговых органов. Для такого контроля создается специальная команда в центральном аппарате ФНС России — Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества. Уже назначены первые руководители и сотрудники. Теперь их нужно в короткие сроки обучить и подготовить к практической работе. Предполагается, что они пройдут практику в зарубежных налоговых администрациях. Договоренности об этом с некоторыми государствами и ОЭСР уже достигнуты.
С.Ш.: Закон это позволяет. Для независимых участников сделки такой проблемы просто не существует, поскольку цена сделки изначально признается рыночной. А вот взаимозависимые лица, совершающие сделки по ценам, отличающимся от рыночных, при исчислении налогов вправе исходить из рыночных цен, определяемых в соответствии с методами, указанными в Налоговом кодексе РФ. Причем такая возможность предусмотрена не только для тех лиц, которые автоматически признаются взаимозависимыми по формальным признакам, но и для тех участников сделки, которые самостоятельно заявят о такой зависимости, не дожидаясь, когда налоговый орган обратится в суд с тем, чтобы установить ее на основании других обстоятельств.
В законе появились новые методы, на основании которых можно осуществлять контроль за ценообразованием. К трем традиционным — методу сопоставимых рыночных цен, затратному методу и методу последующей реализации — добавились метод распределения прибыли и метод сопоставимой рентабельности. Методы совсем не простые, но позволяющие выйти на оценку соответствия принципу вытянутой руки тех коммерческих и финансовых условий, которые складываются в сделках между взаимозависимыми лицами. Эти методы требуют глубокого экономического анализа всех факторов, влияющих на финансовые результаты сделки. Именно поэтому для анализа так важны упомянутые вами расчетная и остаточная прибыль, разные виды рентабельности и другие экономические характеристики бизнеса. Не соглашусь, что они определены нечетко, хотя отдельные моменты скорее всего будут уточнены осенью через поправки к закону.
Очевидно, адаптация к качественно новому законодательству будет непростой. Я уже упоминал о переходных положениях, среди них есть те, которые позволяют сравнительно безболезненно пройти обкатку новых правил и выстроить адекватные внутренние процедуры. Так, в первые два года, даже в случае отклонения цен сделок от рыночных цен, налогоплательщики будут освобождены от штрафов. Еще два года будут применяться штрафы в половинчатом размере. И только через четыре года предусмотрен выход на установленные законом санкции.
С.Ш.: Особо никто, просто не решились выйти за привычные рамки. Сегодня мы пожинаем плоды сложившейся в начале 1990-х гг. практики, когда налоговая система находилась в зачаточном состоянии. Тогда появились первые и очень куцые законы по отдельным налогам, предполагавшие и инструкции по их применению. Поскольку инструкции должны были устанавливать правила применение самых общих норм закона в разных ситуациях и обстоятельствах, они не могли не интерпретировать эти нормы и не учитывать существенные особенности и детали. Это, в свою очередь, зачастую сопровождалось обвинениями правительства в том, что оно берет на себя функции законодателя. По большому счету это вопрос взаимного доверия.
Привести примеры, описать типичные случаи, нюансы правоприменения можно в инструкциях. Но в России сформировалось и до сих пор сохраняется негативное отношение к подзаконным актам. Думаю, что пройдет еще много лет, прежде чем мы его пре­одолеем. Пока же мы движемся в противоположном направлении, стремясь охватить все и вся, превращая закон в мозаику из мелких деталей (вплоть до реквизитов отдельных документов). Это делает закон излишне жестким, что далеко не всегда в пользу налогоплательщика.
Информация о контролируемых сделках, совершенных в 2012 г., начнет поступать в налоговые органы в конце мая 2013 г. Они будут вправе начать проверку в оставшиеся до конца года семь месяцев. Если срок будет пропущен, 2012 г. «закрывается». Для начала проверки сделок, осуществленных в 2013 г., отводится уже год и семь месяцев. И только потом ФНС сможет выйти на обычный порядок, когда проверке может быть подвергнут период в три года, предшествовавших году принятия решения о ее проведении.
С.Ш.: Проверка назначается на основе информации, поступающей в Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России по двум каналам. Первый — уведомления о контролируемых сделках, представляемые в налоговые органы самими налогоплательщиками. Второй — информация налоговых органов о том, что в рамках обычной налоговой проверки обнаружены контролируемые сделки, о которых налогоплательщик не сообщил в налоговую службу.
 
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International