Выступление министра финансов Республики Татарстан Радика Гайзатуллина на Парламентских слушаниях по бюджету

13 октября 2011 г., четверг
Уважаемый Президиум!
Уважаемые депутаты Государственного Совета!
Уважаемые участники парламентских слушаний!
 
В соответствии со статьёй 94 Конституции республики и статьёй 61 Бюджетного Кодекса Республики Татарстан Пре­зидентом внесен на рассмотрение Государственного Совета законопроект о бюджете на очередной, 2012-ый год и плановый период 2013-ого-2014-ого годов.
Прогноз бюджета составлен с учетом ожидае­мого исполнения консолидированного бюджета республики, вносимых изме­нений и дополнений в федеральное налоговое и бюджетное законодательст­во, проекта Закона о федеральном бюджете, прогноза социально-экономического развития республики.
Проект закона Республики Татарстан о бюджете подготовлен в соответствии с требованиями, установлен­ными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан.
 
В структуре законопроекта - 27 статей.
Статьёй 1 законопроекта утверждаются основные характеристики бюджета Республики Татарстан на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, устанавливаемые в соответствии со статьёй 60.1 Бюджетного кодекса Республики Татарстан (прогнозируемый общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит бюджета).
 Данной статьёй также утверждается приложение об источниках финансирования дефицита бюджета Республики Татарстан.
В статье 2 устанавливаются параметры государственного долга Республики Татарстан, предельного объема государственного долга; утверждается Программа государственных внутренних заимствований Республики Татарстан.
В статье 3 учитываются объемы доходов бюджета Республики Татарстан на 2012-2014 годы.
Статьёй 4 законопроекта утверждаются нормативы распределения доходов, не установленные актами бюджетного законодательства Российской Федерации.
В статье 5 предусматривается поручение представителям государства в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Республики Татарстан, касающееся голосования по вопросам о размере дивидендов и распределения чистой прибыли указанных обществ.
Помимо этого, в статье устанавливается размер зачисляемой в бюджет Республики Татарстан части прибыли ГУПов.
В статье 6 утверждаются приложения, устанавливающие перечни главных администраторов доходов бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, а также закрепляемые за ними доходы и источники финансирования дефицита бюджета.
Статья 7 содержит положения о перечислении остатков средств, полученных казенными учреждениями Республики Татарстан от приносящей доход деятельности и не использованных по состоянию на 1 января 2012 года, в доход бюджета Республики Татарстан.
Статья 8 утверждает приложения по ведомственной и функциональной структурах расходов бюджета республики.
Кроме того, данной статьёй утверждается общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств.
В статье 9 устанавливается, что порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг), межбюджетных трансфертов возлагается на Кабинет Министров Республики Татарстан.
В статье 10 регулируется порядок уплаты местными бюджетами межбюджетных субсидий в бюджет Республики Татарстан.
В статьях с 11 по 15-ую утверждаются приложения, содержащие распределения межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями. В отношении отдельных видов межбюджетных трансфертов регулируется вопрос об установлении порядка их предоставления.
Статьей 16 утверждаются объемы межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Татарстан бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на уплату взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Статьей 17 утверждаются объем и направление использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Татарстан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
В статье 18 устанавливается предельный размер средств, направляемых в 2012 году на предоставление инвестиционных налоговых кредитов.
Редакции статей  с 19 по 22 и 24, 25 предусматривают ежегодно включаемые в текст закона положения, в том числе касающиеся предоставления кредитов местным бюджетам из бюджета республики, непринятия органами государственной власти Республики Татарстан решений об увеличении численности государственных гражданских служащих и работников бюджетной сферы, размещения временно свободных средств бюджета Республики Татарстан на банковских депозитах, условиях заключения мировых соглашений.
Статьёй 23 утверждается приложение, учитывающее получаемые из федерального бюджета межбюджетные трансферты.
В статье 26 в виде текстового положения содержится перечень законодательных актов, предлагаемых к приостановлению на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2014 года, а также утверждается приложение о перечне законов Республики Татарстан, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и вводимых в действие на период с 1 января по 31 декабря 2012 года.
Статья 27 предусматривает вступление в силу Закона с 1 января 2012 года.
 
Прежде чем дать конкретную цифровую характеристику проекта консолидированного бюджета и бюджета республики на 2012-14 годы, остановлюсь на особенностях и факторах, влияющих на объем доходной части бюджета. В основном, это – изменения в федеральной налоговой политике и федеральном законодательстве.
Увеличиваются ставки налога на добычу полезных ископаемых по нефти, происходит поэтапное выравнивание экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты, с 1 октября 2011 года введена схема налогообложения «60-66». Введение данной схемы ухудшает положение нефтеперерабатывающих предприятий республики, поскольку последними производится и экспортируется больше темных нефтепродуктов.
В целом эти изменения в законодательстве окажут негативное влияние на поступление налога на прибыль, прогнозное снижение которого составит порядка 4,8 млрд. рублей.
 
Следующее изменение в федеральном законодательстве, сокращающее доходы бюджета республики, – это изменение порядка исчисления акцизов на спирт. С 1 августа 2011 года производство и реализация спирта акцизами не облагается. Налогообложению акцизами подлежит производство водки.
Потери бюджета республики с учетом индексации ставки акцизов прогнозируются в сумме порядка 100 млн. рублей.
 
Еще один фактор, уменьшающий доходы бюджета в 2012 году – это снижение до 20% размера компенсации из федерального бюджета переданной доли налога на добычу полезных ископаемых по нефти, потери составят более 600 млн. рублей, а с 2013 года компенсация полностью отменяется.
 
Суммарные потери бюджета республики в 2012 году в связи с изменениями в федеральном законодательстве оцениваются в 5,5 млрд. рублей.
 
В отношении налогового законодательства Республики Татарстан необходимо отметить, что в основном, все действующие льготы, направленные на поддержку товаропроизводителя, предлагается продлить на 2012-14 годы. 
Далее перехожу к конкретным цифровым показателям по доходным источникам консолидированного бюджета и бюджета республики на 2012-2014 годы.
          
              Доходы.
Как и в прежние годы, наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и налоги на имущество, составляющие 85 процентов от общей суммы налоговых доходов в консолидированном бюджете и в бюджете республики 83 процента.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан в 2012 году прогнозируется в сумме 41,7 млрд. рублей, в 2013 году – 48,3 млрд.рублей, в 2014 году – 55,94 млрд.рублей. Поступления в бюджет республики составят в 2012 году – 25,0 млрд.рублей, в 2013 году – 29,0 млрд.рублей, в 2014 году – 33,5 млрд.рублей.
Следующим доходным источником бюджета является налог на прибыль, поступление по которому прогнозируется в 2012 году в размере 37,5 млрд. рублей, в 2013 году – 37,7 млрд.рублей, 2014 году – 39,2 млрд.рублей. Налог полностью поступает в бюджет республики.
При оценке налоговых поступлений использованы данные мониторинга по крупным и средним организациям республики, сложившиеся тенденции уплаты налога по отраслям экономики. 
Прогноз поступления акцизов на 2012 год в бюджет Республики Татарстан составляет 11,5 млрд. рублей, на 2013 год – 13,5 млрд. рублей, на 2014 год – 13,7 млрд. рублей. При этом акцизы на нефтепродукты передаются в дорожный фонд Республики Татарстан (7,1 млрд. рублей) в 2012 году, 8,7 млрд. рублей - в 2013 году, 8,9 млрд. рублей – в 2014 году).
Сумма налога на имущество организаций в 2012 году прогнозируется в размере 12,2 млрд. рублей. Из этой суммы 2,6 млрд. рублей поступят от организаций бюджетной сферы, для которых с будущего года отменены налоговые льготы. Налог на имущество организаций на 2012 год и плановый период, как и в предыдущие годы, спрогнозирован с учетом темпа роста инвестиций в основные фонды, а так же законодательно установленных льгот. В 2013 году налог на имущество прогнозируется в сумме 13,3 млрд. рублей, в 2014 году – 13,6 млрд. рублей.
Налог на имущество физических лиц на 2012 год, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, оценивается в сумме 523 млн. рублей, в 2013 году – 552 млн. рублей, в 2014 году – 579 млн. рублей.
Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Его поступления в 2012 году прогнозируются в размере 5,3 млрд. рублей, в 2013 году – 5,5 млрд. рублей, в 2014 году – 5,8 млрд. рублей. В прогнозе учтены кадастровая стоимость земельных участков и рекомендованные органам муниципальных образований ставки.
Поступления транспортного налога в 2012, 2013 и 2014 годах оцениваются ежегодно по 2,2 млрд. рублей. В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Республики Татарстан, транспортный налог будет направлен в дорожный фонд в прогнозных объемах. При прогнозе налога учтена отчетность о налогооблагаемой базе, динамика изменений количества регистрируемых транспортных средств.
Поступление по налогам на совокупный доход в 2012 году прогнозируется в сумме 5 млрд. рублей., в 2013 году – 5,3 млрд. рубле, в 2014 году – 5,6 млрд. рублей. 
 
Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются на 2012 год в объеме 4,8 млрд.рублей, на последующие годы – по 4,4 млрд.рублей. В бюджете республики неналоговые доходы составят 1,4 млрд. рублей ежегодно.  
С 2012 года в доходной части бюджета должны быть отражены доходы казенных учреждений от приносящих доход деятельности. Эти средства предусмотрены в размере 109 млн. рублей.
 
По предварительному распределению межбюджетных трансфертов федерального бюджета по субъектам Российской Федерации в 2012 году Республика Татарстан получит по различным направлениям 13,2 млрд. рублей, в 2013 году – 7,4 млрд.рублей, в 2014 году – 7,1 млрд.рублей. Снижение поступлений федеральных средств объясняется завершением действия на данном этапе отдельных федеральных программ, неполным распределением всех межбюджетных трансфертов по отдельным направлениям финансирования из федерального бюджета. Определенный объем федеральных средств на данном этапе формирования федерального бюджета централизован на уровне федеральных министерств и ведомств и в течение года будет распределяться по субъектам Российской Федерации.
 
Перехожу к характеристике расходной части бюджета.
В основу формирования прогноза консолидированного бюджета Республики Татарстан по расходам положены федеральные макроэкономические показатели:
- повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, находящимся на новой системе оплаты труда, с 1 октября 2012 года на 6 процентов;
- перевод бюджетных отраслей (это: культура, здравоохранение, социальное обеспечение) на новую систему оплаты труда с повышением фонда зарплаты на 16 процентов с 1 октября 2012 года;
- в расходах бюджета также учтено увеличение заработной платы учителям с 1 сентября 2011 года на 30 процентов, с 1 октября 2011г. работникам бюджетной сферы на 6,5 % и мед.работникам в школах с 1 января 2012 года на 50 процентов;
- будет реализован второй этап сокращения аппарата управления- в 2012 году сокращается 5 процентов государственных и муниципальных служащих;
- начисления на заработную плату уменьшатся с 34-х до 30 процентов;
- публичные обязательства индексируются в меру инфляции с 1 января на 6 процентов;
- стипендии предлагается повысить с 1 сентября 2012 года на 6 процентов;
- коммунальные услуги будут проиндексированы на 15 процентов, продукты питания и приобретение медикаментов в меру инфляции;
- в составе бюджета образуется Дорожный фонд;
- на федеральный уровень передается финансирование правоохранительных органов, взамен которых республика будет осуществлять финансирование мероприятий по занятости и содержание 15-ти техникумов.
 
В 2012-14 годах предлагается продолжить финансирование республиканских социально значимых программ.
Социальная направленность бюджета будет усилена продолжением в 2012 году и в последующие годы стратегии развития образования, на которую ежегодно предлагается направить порядка двух миллиардов рублей.
Удельный вес расходов на социально-культурную сферу достигнет в 2012 году 60 процентов от общего объема расходов.
 
Кроме того, реализация программы «Бэлэкеч» обеспечила открытие новых детсадов. Одновременно вводились в строй спортивные объекты, общеобразовательные школы, учреждения культуры и дополнительного образования.
Содержание вновь открытых учреждений социальной сферы составит в 2012 году порядка 1 млрд. рублей. 
 
 
Перехожу к характеристике расходов бюджета по конкретным направлениям.
 
Расходная часть консолидированного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией начинается с раздела "Общегосударственные вопросы". Общий объем расходов по разделу на 2012 год прогнозируется в сумме 15,9 млрд. рублей, по бюджету республики – 12,7 млрд. рублей. В данный раздел входят расходы на реализацию ведомственных целевых программ; резервный фонд Правительства; аппарат управления; содержание Академии наук и Архивного управления, содержание мировых судей, программу капстроительства (6 млрд. рублей), мероприятия, связанные с повышением заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений (2,2 млрд.рублей). В 2013-14 годах объем консолидированного бюджета по данному разделу прогнозируется в суммах 13,8 и 13,9 млрд.рублей соответственно, бюджета республики – ежегодно по 10,5 млрд.рублей.
Следующий раздел - "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность". В связи с переводом с 2012 года на финансирование из федерального бюджета полиции (милиции общественной безопасности) сумма расходов по данному разделу по сравнению с 2011 годом резко уменьшается (на 3,7 млрд.рублей по консолидированному бюджету и на 3,2 млрд.рублей по бюджету республики) и планируется на 2012 год в сумме 680 млн. рублей (республика – 624 млн. рублей), в 2013 году в сумме 708 млн.рублей (по бюджету республики – 651 млн.рублей), в 2014 году – 731 млн.рублей (по бюджету республики - 674 млн.рублей. В этом разделе предусматривается содержание и мероприятия Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и создание резерва средств на чрезвычайные ситуации.
Раздел "Национальная экономика" с суммой в 22,0 млрд. рублей (республика – 21,8 млрд. рублей) включает в себя мероприятия по сельскому хозяйству (4,4 млрд. рублей), лесному хозяйству (0,2 млрд. рублей), дорожное хозяйство с учетом средств созданного Дорожного фонда Республики Татарстан (9,3 млрд. рублей), капитальные вложения на метро (1 млрд. рублей), покрытие убытков транспортных организаций и транспортная доступность (758 млн. рублей) и прочие мероприятия. Расходы консолидированного бюджета по данному разделу прогнозируются в 2013 году в сумме 22,5 млрд.рублей, по бюджету республики –22,3 млрд.рублей; в 2014 году 21,9 млрд.рублей и 21,7 млрд.рублей соответственно.
В раздел "Жилищно-коммунальное хозяйство" входят расходы в сумме 7,1 млрд. рублей (республика – 3,1 млрд. рублей) по финансированию объектов ЖКХ, программе реформирования ЖКХ, приемке и вводу жилья и объектов социальной сферы, ликвидация недоремонта жилого фонда. В 2013-14 годах расходы консолидированного бюджета составят 7,2 млрд.рублей и 7,3 млрд.рублей, по бюджету республики – по 3,1 млрд.рублей.
В разделе "Охрана окружающей среды" предусматриваются расходы на содержание аппарата Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, подведомственных учреждений, реализация природоохранных мероприятий на 2012 год – в сумме 282 млн.рублей, на 2013 год – 288 млн.рублей, на 2014 год – 290 млн.рублей. 
 
В социально-культурной сфере наиболее значительная по объему расходов отрасль "Образование" – 39,8 млрд. рублей на 2012 год (2013 год – 41,9 млрд.рублей, 2014 год – 43,8 млрд.рублей), в бюджете республики – 20,9 млрд. рублей на 2012 год (2013 год – 21,8 млрд.рублей, 2014 год – 22,5 млрд.рублей).
Далее следует раздел социальной сферы – "Культура и кинематография". По данному разделу по консолидированному бюджету предлагается направить 4,2 млрд. рублей (в 2013-14 годах – 4,9 и 4,7 млрд.рублей), по бюджету республики в 2012-2013 годах по 2,4 млрд. рублей, в 2014 году – 2 млрд. рублей.
Следующий раздел – «Здравоохранение».
В связи с внесением изменений в федеральное законодательство структура расходов по отрасли «Здравоохранение» с 2012 года претерпевает значительные изменения.
С 1 января 2012 года к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации будет относиться организация оказания медицинской помощи. В этой связи, муниципальные организации здравоохранения будут переданы в собственность Республики Татарстан до 1 января 2012 года.
Таким образом, в проекте бюджета Республики Татарстан на 2012-2014 годы расходы по разделу «Здравоохранение» предусмотрены только на уровне республики и составляют 22,0 млрд. рублей (2013 – 20,8 млрд.рублей, 2014 – 23,1 млрд. рублей). Данные расходы включают в себя ассигнования на оказание высокотехнологичной помощи, проведение процедур гемодиализа, содержание учреждений, обеспечивающих оказание услуг, централизованные закупки медикаментов и оборудования, платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения и одноканальное финансирование.
 
Еще одно новшество – с 2012 года страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения будут перечисляться из бюджета Республики Татарстан в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Ранее указанные средства перечислялись в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.
 
Следующий раздел социальной сферы – "Социальная политика". По консолидированному бюджету на содержание учреждений социального обслуживания и реализации Закона республики "Об адресной социальной поддержке населения" в 2012 году прогнозируются расходы в сумме 18,6 млрд. рублей. (в 2013 году – 18,9 млрд.рублей, в 2014 году – 19,6 млрд.рублей). По бюджету республики – 18,2 млрд. рублей (в 2013 году – 18,4 млрд.рублей, 2014 г. – 19,2 млрд.рублей).
Расходы на «Физическую культуру и спорт» по консолидированному бюджету на 2012 год составят 936 млн.рублей (в 2013 году – 992 млн.рублей, 2014 году – 1,0 млрд.рублей), по бюджету республики – 437 млн.рублей (в 2013 году – 454 млн.рублей, 2014 году – 464 млн.рублей).
По разделу «Средства массовой информации» расходы на 2012 год прогнозируются в сумме 1,0 млрд. рублей (2013 год – 974 млн.рублей, 2014 год –970 млн.рублей).
Расходы по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга». в консолидированном бюджете составят 2,8 млрд. рублей (в 2013-14 гг. – 2,6 и 2,2 млрд.рублей), по бюджету республики – 1,7 млрд. рублей (2013-14 гг. – 1,7 и 1,3 млрд.рублей).
 
В 2012-2014 годах, также как и в 2011 году, целевые межбюджетные трансферты в виде субсидий и субвенций отражаются в соответствующих функциональных разделах и подразделах классификации расходов бюджетов. В разделе "Межбюджетные трансферты" отражаются только дотации и прочие межбюджетные трансферты общего характера.
Объем межбюджетных трансфертов по разделу местным бюджетам запланирован на 2012 год в сумме 4,9 млрд. рублей (2013 г. – 4,7 млрд.рублей, 2014 г. – 3,8 млрд.рублей).  
 
В соответствии с проектом федерального бюджета в республику планируется перечисление в 2012 году целевых субсидий и субвенций на общую сумму 9,8 млрд. рублей и 2,8 млрд.рублей от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан (за счет передаваемых субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования) на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части укрепления материально-технической базы медицинских учреждений.
Основные объемы средств, планируемых к получению из федерального бюджета, приходятся на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан, мероприятия в области информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий для подготовки и проведения Универсиады 2013 года, мероприятия в области содействия занятости, в области лесных отношений, выплат медицинскому персоналу и других расходов по переданным федеральным полномочиям.
 
Исходя из вышеназванных параметров, доходная часть консолидированного бюджета на 2012 год прогнозируется в объеме 134,3 млрд.рублей, расходная – 137,5 млрд.рублей с дефицитом в 3,2 млрд.рублей. Бюджет республики на 2012 год по доходам определяется в сумме 106,5 млрд.рублей, по расходам – 110,1 млрд.рублей с дефицитом в 3,6 млрд.рублей. Вся сумма дефицита прогнозируется на республиканском бюджете, в связи с чем местные бюджеты будут бездефицитными.
Прогноз на 2013 год:
- консолидированный бюджет: доходы – 138,6 млрд.рублей, расходы – 141,1 млрд.рублей, дефицит – 2,5 млрд.рублей;
- бюджет Республики Татарстан: доходы – 108,3 млрд.рублей, расходы – 111,5 млрд.рублей, дефицит – 3,2 млрд.рублей.
Прогноз на 2014 год:
- консолидированный бюджет: доходы – 148,6 млрд.рублей, расходы – 148,8 млрд.рублей, дефицит – 0,2 млрд.рублей;
- бюджет республики: доходы – 114,4 млрд.рублей, расходы – 116,8 млрд.рублей, дефицит – 2,4 млрд.рублей.
 
Уважаемые депутаты! В заключение своего доклада хочу обратить ваше внимание на объективные сложности, которые будут сопровождать исполнение бюджета 2012-14 годов.
Это:
- сокращение доходной базы в связи с изменением федерального законодательства на 5,5 млрд. руб.,
- резкий рост в структуре бюджета обязательных и социальных выплат, сокращающий возможности бюджета по направлению средств в инвестиции,
- необходимость возврата бюджетных кредитов в федеральный бюджет в 2012 году – 17,6 млрд. руб., в 13-м – 15 млрд. руб., в 14-м – 9,5 млрд. рублей.
 
 
 
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International