Ведомство Антона Силуанова решило перейти от мониторинга иностранных займов компаний с госучастием к контролю за их заемной политикой.
В документе, подготовленном Минфином, — «Основные направления государственной долговой политики на 2013–2015 годы» (есть в распоряжении «Известий») — появился пункт о долговых ограничениях, которые затрагивают кредитную политику госкорпораций. Планируется ввести в практику утверждение наблюдательным советом госкомпаний предельных значений показателей долговой устойчивости.
По состоянию на 1 июля 2012 года совокупный (государственный и корпоративный) внешний долг России достиг $572,7 млрд, или 29,2% ВВП. При этом международные валютные резервы страны ($514,6 млрд), которые являются своего рода «залогом» по зарубежным кредитам, перестали покрывать объем данного долга. Это является тревожной тенденцией, отмечается в документе.
Минфин предлагает увеличить контроль за внешними долгами госкорпораций, так как в случае дефолта госкомпаний ответственность по таким долгам ложится на бюджет. Всерьез об этой проблеме заговорили еще в кризис 2008 года, когда накопленные компаниями долги стали представлять угрозу устойчивости всей финансовой системе: на оплату долгов, к примеру, одной только «Роснефти» пришлось потратить $4,5 млрд. В общей сложности государство за кризисные годы рассчиталось по долгам российских предприятий и банков на 3 трлн рублей из бюджета и резервных фондов.
— Кризис показал, что власти готовы всячески поддерживать госкомпании в случае возникновения проблем, а это нагрузка на бюджет, — говорит главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин. — Поэтому в интересах государства контролировать не только прямой долг, который приходится на федеральный бюджет, но и заемную политику госкомпаний. Если до 2008 года у нас еще могли быть иллюзии, что госдолг сам по себе, а долги госкомпаний сами по себе (мол, государство там просто акционер и несет ответственность только в виде взносов в уставный капитал), то кризис наглядно показал, что это совершенно не так. В сложной ситуации государство несет ответственность за все.
Сейчас контроль за внешними заимствованиями госкомпаний власти осуществляют «вручную»: Минфин мониторит займы банков и корпораций.
— Компании рассказывают нам, как у них идет процесс формирования заемных программ, — рассказал представитель Минфина. — Но этого недостаточно. Минфин намерен заняться совершенствованием системы мониторинга в 2013–2015 годах, в том числе с целью создания механизма оперативного влияния на заемную политику госкомпаний. Нужны меры по снижению бремени долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор. Речь идет о том, чтобы использовать не только мониторинг, но и возможность контроля, воздействия, чтобы остановить госкорпорации и компании с госучастием в случае чрезмерных заимствований.
По словам источника в ведомстве Антона Силуанова, в аппарате правительства разрабатывается постановление, которое устанавливает порядок принятия компаниями с госучастием решений о заимствованиях в иностранной валюте. Кроме того, планируется ввести в практику утверждение наблюдательным советом госкомпаний предельных значений показателей долговой устойчивости. Разработка и утверждение таких показателей должны осуществляться на индивидуальной основе. Определение универсальных показателей для предприятий, действующих в различных отраслях экономики, Минфин считает нецелесообразным.
Кроме этих мер в «Основных направлениях» зафиксировано, что сведения о заимствованиях госкомпаний в иностранной валюте будут «регулярно раскрываться на интернет-сайтах». Также ведомство планирует установить «обязательные для исполнения» принципы проведения госкорпорациями ответственной долговой политики.
В Счетной палате поддерживают позицию Минфина, сообщил «Известиям» ее представитель на условиях анонимности:
— Действующего регулирования процесса привлечения внешних заимствований госкомпаниями со стороны государства явно недостаточно: публикуемая бухгалтерская отчетность не позволяет оценить состояние их внешней задолженности. У государства есть возможность реального влияния на долговую политику компаний через своих представителей в органах управления, но она реализована слабо, отмечали в Счетной палате.
Власти должны не только мониторить внешние заимствования госкомпаний, но и публиковать эти данные в открытом доступе, считает Евгений Надоршин: «Это нужно для того, чтобы оценить, что государство считает долгом госкомпаний, а что считают долгом участники открытого рынка, а также для понимания того, какая нагрузка на бюджет РФ приходится в настоящее время и каков размер риска».
Нужно хотя бы наладить контроль за общим объемом госдолга и его структурой, указывает собеседник «Известий»: «Надо понимать, что если мы строим Международный финансовый центр, то интересы государства лежат в рублевой плоскости. И госкомпании должны быть примером того, что рублевый рынок является привлекательным. Они не должны уходить на зарубежные площадки, а, напротив, привлекать инвесторов в Россию. А иначе получается — одна рука строит МФЦ, а другая — разрушает. Зачем иностранцам приходить сюда, если российские госкомпании и бюджет занимают за рубежом?»
Что касается предельных значений показателей долговой устойчивости, то они, по мнению Надоршина, должны быть определены для каждой госкомпании, но это не должно быть кулуарным решением.
Научный сотрудник института «Центр развития» Высшей школы экономики Дмитрий Мирошниченко скептически отнесся к новациям.
— Есть большое сомнение, что даже самое благое начинание в этом деле приведет к реальным результатам, потому что политическую целесообразность еще никто не отменял. Госкомпании ведут себя вполне естественно, существуя не сами по себе, а пользуясь возможностями, которые предоставляет им государство. Порочен сам принцип их существования: ответственность перекладывается на плечи налогоплательщиков, — сказал Мирошниченко.
Государство должно уходить от своего нынешнего диктата в экономике, уверен эксперт: «Если оно будет оставлять за собой огромные куски собственности, то введение ограничений постановлением могло бы оказаться полезным. Но наблюдательные советы не играют существенной роли: если госчиновникам нужно провести сомнительную сделку, набсовет ее проштампует без вопросов».
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий, в свою очередь, отмечает, что корпорациям, в том числе и государственным, необходимы для обновления основных фондов и развития длинные деньги, которых на российском рынке в необходимых им объемах нет. Поэтому основным источником длинных денег для крупных российских корпораций по-прежнему является иностранный рынок капитала.
По итогам 2024 года региональным оператором направлено 8,1 млрд.рублей на капитальный ремонт в 751 многоквартирных домах, в соответствии Краткосрочным планом реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, из которых 0,9 млрд.рублей направлено на замену лифтового оборудования в 89 домах.
В 2024 году из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований республики предоставлены межбюджетные трансферты на общую сумму 85,9 млрд. рублей, из них:
В 2025 году в соответствии с Законом Республики Татарстан от 28.11.2024 №87-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» поступление акцизов в бюджет Республики Татарстан запланировано в размере 47 405,5 млн. рублей.
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в целях обеспечения устойчивого экономического и социального развития Российской Федерации, укрепления государственного, культурно-ценностного и экономического суверенитета страны, разработан новый блок национальных проектов на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER