Заместитель министра финансов РФ и главный куратор отношений с "большой двадцаткой" от Минфина Сергей Сторчак в интервью "Голосу России" рассказал о причинах возникновения "двадцатки", изменениях в механизме клуба после глобального финансового кризиса и инициативах, предлагаемых Россией в качестве председателя G-20
- Появление клуба стало реакцией на очевидную вещь, на глобализацию экономики. Он появился не из-за того, что кому-то захотелось что-то изменить. Он возник, исходя из естественной необходимости взаимодействовать в условиях по существу единого глобального рынка товаров, финансов, услуг, транспортных услуг и т.д. Уже к концу 1990-х годов стало ясно, что взаимозависимость решений, взаимозависимость экономик друг от друга настолько велика, что решения, принимаемые в рамках отдельных юрисдикций, не могут не влиять на решения или экономическое развитие, или структуру этого развития, или темпы этого развития во всех других экономиках. Собственно говоря, так зародился клуб G-20, "двадцатка".
Зародился он естественным образом на направлении, которое больше всего чувствительно к изменению глобальной политической и экономической конъюнктуры, это финансовый сектор. Отсюда "двадцатка" и появилась сначала как клуб министров финансов и управляющих центральными банками. Поначалу все шло после азиатского кризиса конца 1990-х годов относительно успешно. Темпы были хорошие. Волотильность присутствовала на рынках, но она была терпимой. Вот так внутри "двадцатки" шел достаточно будничный обмен мнениями и обмен лучшими практиками по части решения очень конкретных задач, с которыми сталкиваются министры финансов и управляющие центральных банков. Никаких революционных шагов не предпринималось и не предполагалось предпринимать. До тех пор, пока не случился последний, уже изначально глобальный финансовый кризис, когда механизмом "двадцатки" решили воспользоваться лидеры, т.е политики.
Министры финансов в нашей стране - не всегда политики, они достаточно часто бывают назначенцами, профессионалами. Лидеры, избираемые электоратом, - всегда в политике. Для этих политиков острота и глубина кризиса 2008-2009 годов оказалась излишне эмоциональной и, может быть, излишне глубокой. Поэтому было решено не создавать что-то новое, а воспользоваться тем, что уже существовало, это клубом "двадцати". Он превратился из клуба профессионалов в клуб лидеров. И лидеры провели сразу несколько встреч. Причем первые три года встречи проводились дважды в год, что достаточно необычно для такого формата.
Последствия банкротства Lehman Brothers не парализовали финансовые потоки. Хотя мировая торговля уменьшилась, но она далеко не парализовала глобальную экономику. Началась реальная реформа Международного валютного фонда. Были приняты меры, связанные с решением проблем, изначально повлекших за собой кризис глобальный. Это проблемы в финансовом регулировании рынков, ставших глобальными, а по существу, по-прежнему, регулировавшиеся национальными регуляторами. Был переформатирован Совет финансовой стабильности, вернее, Форум финансовой стабильности, который существовал параллельно "двадцатки", он превратился в Совет финансовой стабильности. В него вошли уже не только крупнейшие финансовые центры, но и крупнейшие экономики, в том числе членом Совета финансовой стабильности стала Российская Федерация.
- Какую повестку дня Москва будет предлагать на посту председателя этого клуба? Расскажите о наших планах.
- Финансирование инвестиций и долговая проблематика - это классические темы финансовой "двадцатки". Речь идет в первом случае о том, какие источники финансирования инвестиций могли бы заменить банковские кредиты, которые многие годы, почти все последние 20 лет, служили основой для финансирования инвестиционных процессов. Сейчас в связи с перекредитованием заемщиков и достаточно большими проблемами с балансами у самих банков этот источник финансирования инвестиций на какое-то время закрылся. Речь идет о том, чтобы с помощью коллективных усилий найти альтернативу банковскому финансированию, ну и в практическом плане ответить на очень предметный вопрос: что можно сделать и нужно сделать для того, чтобы рынок акций восстановился хотя бы частично для решения исторически возложенных на него задач? Ответ: финансирование долгосрочных инвестиций. Капитализм зарождался именно через рынок акций, а не через рынок облигаций. Видимо, регуляторам и властям настало время заняться вопросом, почему рынок акций стал тормозить в своем развитии и из-за него стало притормаживаться и развитие мировой экономики в целом.
- Среди российских приоритетов Владимир Путин называл реформирование валютной системы. О каких реформах может идти речь?
- В нашей повестке дня - тема реформирования международной финансовой архитектуры. Мы, действительно, часто путаем эти понятия - реформирование системы или реформирование архитектуры. Если говорить о валютно-финансовой мировой системе, то ее основой является Международный валютный фонд и резервные валюты, которые свободно обмениваются, конвертируются друг к другу и которые обеспечивают финансирование международной торговли. В этом смысле мы не говорим о кардинальном реформирование миропорядка, который сложился на сегодняшний день. В частности, альтернативы международному валютному фонду пока нет, хотя активно развиваются региональные фонды, ну, например, антикризисный фонд ЕврАзЭС или соответствующий антикризисный фонд, созданный в Евросоюзе. Но это все региональные фонды, которые и решают серьезную задачу, но по своему характеру деятельности охватывают далеко не весь земной шар. Поэтому международный валютный фонд остается в центре международной валютно-финансовой системы. И, соответственно, резервная валюта, прежде всего, американский доллар, сейчас евро, остаются так же в центре этой системы. Это по системе.
Но в то же время у системы как у любого явления имеется кроме содержания и форма. Вот форму мы связываем с архитектурой, с некоторым изменением внешнего вида этой системы. Речь, прежде всего, идет о том, чтобы в международном валютном фонде изменилось соотношение голосов между промышленно развитыми старыми странами и формирующимися, или странами формирующихся рынков.
Этот процесс трудный. Он активно развивался в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Есть определенные положительные результаты. Происходит передача квот от развитых стран к развивающимся. В год нашего председательства нужно решить 2 системные задачи. Первая - добиться консенсусного решения по формуле, с помощью которой рассчитывается эта квота. И, во-вторых, добиться пересмотра распределения этих квот, увязав эти два решения с третьим решением, а именно - увеличением самой суммы этих квот или количества денег, которые страны-члены передают международному валютному фонду как свой взнос. Вот это - задача нашего председательства в участии реформирования международной финансовой архитектуры.
В этой же сфере или соприкасательно с этой сферой идет работа по долговой проблематике, включая меры, связанные с развитием национальных долговых рынков тех государства, в которых национальные долговые рынки пока еще развиты слабо. Эта инициатива "двадцатки" запущена была несколько лет назад. Вот в год российского председательства будут, с одной стороны, подводиться итоги того, продвинулась ли "двадцатка" в этой области. И нужно будет ответить на вопрос, какие дальнейшие шаги должны будут делать страны, чтобы, с одной стороны, обеспечить доступ суверенов к ресурсам национальных финансовых рынков, а с другой стороны, чтобы суверены при расширении допуска к этим рынкам не теряли разум и поддерживали свою долговую устойчивость в том виде, как это принято при цивилизованном заимствовании. Например, существует практика в Федеративной Республике Германии, или как ведет себя в последние годы Российская Федерация, привлекая достаточные объемы заемных средств, развивая национальный долговой рынок, но, в то же время, сохраняя свою долговую устойчивость в жестких рамках.