Высказывания А.Г. Силуанова в рамках Гайдаровского форума на международной конференции «Россия и мир: вызовы интеграции»

16 января 2013 г., среда

Бюджетный сектор нуждается в реформе, но необходимости консолидации нет - Силуанов

МОСКВА, 16 янв - Прайм. Бюджетный сектор в РФ нуждается в реформировании, однако необходимости в проведении консолидации, наверно, нет, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на конференции "Россия и мир: вызовы интеграции" в рамках Гайдаровского форума в среду.

"Провести консолидацию не получается, наверное, нет необходимости это делать", - отметил министр.

Говоря об уроках кризиса, глава Минфина отметил, что наша страна, в частности, извлекла из него необходимость ограничения бюджетных расходов, а также в целом реформирования бюджетного сектора.

"Какой ответ? Необходимость реформирования бюджетного сектора", - сказал он.

В то же время, заметил Силуанов, это большой сектор, и поэтому не удастся быстро достичь оптимизации.

Из назревших решений он выделил повышение производительности труда в бюджетном секторе и совершенствование работы по другим направлениям.

"Качество бюджетных услуг и производительность труда в бюджетном секторе - вот основная задача. А здесь как раз нужно смотреть вопросы оптимизации бюджетного сектора и совершенствования его работы", - сказал он.

Кроме того, продолжил Силуанов, важно переориентировать наши расходы, особенно инвестиционные - с тем, чтобы стимулировать частные инвестиции.

"Привлекать на каждую копейку бюджета больше, 5, 10 копеек частного капитала - весь мир на это работает, но, к сожалению, мы увлеклись тем, что в последнее время финансируем из бюджета какие-то прямые инвестиционные проекты, причем зачастую поддерживаем неэффективные, убыточные", - сказал глава Минфина.

  

РФ в рамках G20 намерена обсудить вопрос об открытости макроэкономической политики стран

МОСКВА, 16 янв - Прайм. Россия будет ставить в рамках G20 вопрос об открытости макроэкономической политики стран, эмитирующих резервные валюты, заявил министр финансов Антон Силуанов на Гайдаровском форуме.

"Целый ряд стран и Российская Федерация вкладывают свои резервы, как Центрального банка, так и суверенные резервы, в активы крупных иностранных экономик. Но мы как инвесторы в эти активы должны четко понимать, какая политика будет в этих странах, как себя будет вести бюджетная политика, какая денежно-кредитная политика прогнозируется на ближайшие годы, что мы получим от вложения наших активов и так далее", - сказал глава Минфина РФ.

По его словам, Россия будет ставить в рамках G20 вопрос необходимости координации макроэкономической политики. "Тем странам, от которых зависит ситуация мировой экономики, которые эмитируют резервные валюты - должен быть жесткий подход с точки зрения понимания дальнейших финансовых и бюджетных планов. В этой связи мы на "двадцатке" хотим поставить вопрос о том, что необходима макроэкономическая координация, прежде всего, крупных экономик, от которых зависит ситуация в мировой экономике в целом", - сказал Силуанов.

  

РФ в рамках председательства в G20 будет требовать от партнеров более жесткого исполнения бюджетных обязательств.

РБК. 16.01.2013, Москва

Россия в рамках председательства в рамках "большой двадцатки" (G20) намерена сделать акцент на более жестком исполнении бюджетных обязательств, которые берут на себя страны, вступая в те или иные рамочные соглашения внутри блока. Об этом сегодня сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на Гайдаровском форуме в Москве. Речь идет о документах, в которых прописываются прогнозы по ключевым финансовым показателям - уровень госдолга, дефицит бюджета, безработица и другие.

"Четкое исполнение взятых на себя странами обязательств в рамках тех договоренностей, которые достигаются на "двадцатке", на наш взгляд, - очень верное и правильное решение с точки зрения обеспечения координации макроэкономической политики", - отметил он.

В качестве антипримера А.Силуанов привел Маастрихтское соглашение, судьбу которого сейчас активно обсуждают экономисты. "Действительно, мы превысили планку по долгам, по дефициту, и быстро вернуться к этим потолкам просто невозможно", - констатировал он. Данный вопрос как раз планируется рассмотреть в ближайшее время в рамках G20, сообщил глава Минфина.

Как один из вариантов решения проблемы предлагается применение нескольких пороговых значений для различных стран, в зависимости от развитости финансовых институтов в той или иной стране, рассказал А.Силуанов.

"Возможно ли согласиться с тем, что в ближайшие годы уровень долга на уровне порядка 80-90% от ВВП может быть приемлемым? Да, мне кажется, можно это обсуждать. Но нам надо понимать дальнейшую тенденцию - о том, что все-таки такой уровень долга на долгосрочную перспективу не может быть приемлемым с точки зрения стимулирования экономического роста", - указал он.

Напомним, что Маастрихтское соглашение регулирует ряд ключевых экономических показателей стран Евросоюза. В частности, данный договор устанавливает, что дефицит бюджета не может превышать 3% от ВВП, уровень госдолга - 60% от ВВП, а уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% среднее значение трех стран - участниц ЕС с наиболее стабильными ценами. Систематическое нарушение пунктов данного договора рядом стран ЕС стало одной из основных причин нынешнего экономического кризиса в Европе.

  

Страны G20 в 2013 г обсудят исполнение обязательств и судьбу маастрихтских соглашений

МОСКВА, 16 янв - Прайм. Страны "большой двадцатки в 2013 году обсудят вопрос о более жестком исполнении принятых макроэкономических обязательств и судьбу маастрихтских соглашений, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая в рамках Гайдаровского форума.

"В рамках "двадцатки" под председательством Российской Федерации мы будем говорить о возможности более жесткого исполнения тех обязательств, которые страны берут в рамочных соглашениях, где прописываются параметры прогноза тех или иных государств по ключевым финансовым показателям - долги, бюджет, безработица и так далее", - сказал министр.

Он подчеркнул важность четкого исполнения странами взятых на себя обязательств для поддержания стабильности мировой экономики и инвестиционной активности.

По мнению Силуанова, в нынешней ситуации необходима координация макроэкономической политики государств, которую должны осуществлять такие институты, как МВФ и "большая двадцатка". Эти организации должны вырабатывать соглашения, в рамках которых должна выстраиваться внутренняя политики отдельных государств.

"Нужен новый взгляд на маастрихтские соглашения. Действительно, мы превысили планку по долгам, по дефициту и быстро вернуться к этим потолкам невозможно", - сказал Силуанов. Согласно Маастрихтскому договору, страны, вступившие в еврозону, должны иметь дефицит государственного бюджета не выше 3% ВВП, госдолг - менее 60% ВВП.

По его словам, в этом году под председательством России в рамках "большой двадцатки" будет обсуждаться вопрос, что делать с маастрихтскими соглашениями.

Глава Минфина пояснил, что возможно применение нескольких пороговых значений для различных стран в зависимости от развитости финансовых институтов в той или иной стране. Также, по его словам, будет обсуждаться приемлемый уровень размера госдолга.

"Возможно ли согласиться с тем, что в ближайшие годы уровень долга порядка 80-90% ВВП может быть приемлемым? Да, мне кажется, в принципе можно это обсуждать, но нам нужно понимать дальнейшую тенденцию о том, что такой уровень долга с точки зрения долгосрочной перспективы не может быть приемлемым, с точки зрения стимулирования экономического роста и финансовой устойчивости государств. Но быстро сейчас уйти на параметры ранее достигнутых соглашений просто невозможно", - сказал Силуанов.

  

Минфин РФ предлагает ввести систему страхования вложений в небанковские финансовые организации.

РБК. 16.01.2013, Москва

Министерство финансов (Минфин) РФ предлагает создать систему страхования вложений денежных средств в небанковские финансовые организации по аналогии с существующей системой страхования банковских вкладов. Об этом сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на Гайдаровском форуме в Москве. "Сегодня, вкладывая ресурсы в банковскую систему, граждане понимают, что они гарантированы на определенную сумму депозитов. В то же время, вкладывая ресурсы в негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, никакой гарантии нет. Поэтому мы считаем, что здесь нужно уравнять надежность вложений в различные финансовые институты", - сказал он.

Министр отметил, что также намечены планы по выравниванию уровня налогообложения средств, вложенных в банковский сектор и небанковские финансовые организации.

В свою очередь, первый заместитель председателя Центрального банка РФ Алексей Улюкаев отметил, что нужно очень осторожно рассматривать вопрос введения системы страхования не только для банков, но и для страховых компаний и профессиональных участников рынка. "Если мы сможем ввести пруденциальное регулирование такого же качества, как в банковском секторе, для страхового бизнеса и профучастников рынка, тогда мы сможем для них создать нечто подобное", - сказал А.Улюкаев.

Он подчеркнул, что сначала необходимо создать качественное пруденциальное регулирование для страхового бизнеса и профучастников, а уже потом давать дополнительные гарантии по сохранности вложенных в эти сектора денежных средств.

Отметим, что вопросы введения пруденциального надзора на финансовом рынке и системы страхования вложений в финансовый сектор обсуждаются не первый год. Ранее на эту тему высказывались все профильные ведомства, в том числе о необходимости введения такой системы говорили представители Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

  

Деньги граждан в небанковских институтах должны быть застрахованы по аналогии с депозитами - Силуанов

Москва. 16 января. ИНТЕРФАКС-АФИ - Правительство РФ обсуждает введение страхования инвестиций в небанковские финансовые институты по аналогии со страхованием вкладов в банках, сообщил министр финансов Антон Силуанов.

"Нужно уравнять надежность вложений в различные финансовые институты", - сказал он, выступая на Гайдаровском форуме в среду.

Министр напомнил, что вкладывая деньги в банки, граждане понимают, что у них есть гарантия надежности инвестиций. В случае с НПФ, страховыми компаниями и т.д. таких гарантий нет, отметил он.

Кроме того, правительство работает над выравниванием уровня налогообложения в различных сегментах финансового сектора, добавил министр.

Вместе с тем, первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев призвал к осторожности в решениях по страхованию небанковских вложений. По его словам, можно по-разному относиться к страхованию депозитов - в нем есть как плюсы, так и минусы, но высокое качество пруденциального надзора позволяет понимать, что система распространяется только на тех хозяйствующих субъектов, которые генерируют незначительный объем рисков. "Если мы сможем создать пруденциальное регулирование такого же качества (в других сегментах - ИФ) - мы можем создавать для них нечто подобное, если нет - то нет", - сказал А.Улюкаев.

При этом, по его словам, здесь должен действовать принцип "утром деньги - вечером стулья", то есть сначала должен появиться качественный надзор, и только потом - страховые механизмы.

  

А.Силуанов: Бюджет РФ за 2012г. исполнен с нулевым балансом, ненефтегазовый дефицит составил 10,6% ВВП

РБК. 16.01.2013, Москва

Федеральный бюджет РФ за 2012г. исполнен с нулевым балансом. Об этом сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов на Гайдаровском форуме в Москве. При этом ненефтегазовый дефицит бюджета составил 10,6% от ВВП.

Говоря о вариантах развития экономики, министр отметил, что России необходимы структурные реформы, а не наращивание госрасходов и стимулирование за счет этого потребительского спроса. Последний вариант несет в себе опасность стабильности экономики, уверен А.Силуанов. "Да, действительно у нас нет дефицита бюджета - у нас за прошлый год бюджет сверстан с нулевым балансом. Но это большая зависимость от конъюнктуры, и это прекрасно все видят", - указал он, добавив, что ненефтегазовый дефицит бюджета представляет собой "немаленькую сумму". В таких условиях говорить об увеличении государственного спроса и статей, зависящих от внешнеэкономической конъюнктуры, не приходится, считает глава Минфина.

По словам А.Силуанова, необходимо повышать привлекательность российской экономики, и бюджетная устойчивость является одним из ключевых факторов в этом направлении. Во многом именно от нее зависит рейтинг России у международных рейтинговых агентств, напомнил он.

"Наша задача как раз состоит в том, чтобы повышать конкурентоспособность нашей экономики, бюджетной, финансовой политики, а увеличивая расходы, это не сделаешь. А будут у нас выше рейтинги - больше интереса будет у иностранных инвесторов к нашей экономике", - заключил он.

Напомним, в конце декабря 2012г. в материалах конференции "Итоги исполнения федерального бюджета в 2012г., особенности исполнения федерального бюджета в 2013г. и основные направления бюджетной политики на 2013-2015гг.", подготовленных Министерством финансов РФ, говорилось, что дефицит федерального бюджета России в 2012г. может составить 151,7 млрд руб., или 0,25% ВВП. По прогнозам ведомства, доходы федерального бюджета по итогам 2012г. должны были составить 12 трлн 807,5 млрд руб., или 20,9% ВВП. Расходы ожидались на уровне 12 трлн 959,2 млрд руб., или 21,2% ВВП. Ненефтегазовый дефицит бюджета в 2012г. прогнозировался на уровне 10,6% ВВП.

Согласно прогнозу Минфина, в декабре 2012г. федеральный бюджет должен был быть исполнен с дефицитом на уровне 940,4 млрд руб., или 16,2% ВВП. Так, доходы бюджета ожидались в размере 1 трлн 400,7 млрд руб., расходы - в размере 2 трлн 341,1 млрд руб. При этом ненефтегазовый дефицит прогнозировался на уровне 25,3% ВВП.

В соответствии с последними принятыми поправками в федеральный бюджет на 2012г., ожидалось, что бюджет по итогам 2012г. должен быть исполнен с дефицитом в размере 42,7 млрд руб., или 0,07% от ВВП. Вместе с тем в ноябре 2012г. первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко сообщала, что Минфин РФ не исключает профицита федерального бюджета на уровне 0,1-0,2% ВВП по итогам 2012г.

По предварительной оценке, профицит федерального бюджета РФ за январь-ноябрь 2012г. составил 788,7 млрд руб., или 1,4% от ВВП против профицита за аналогичный период 2011г. в размере 1 трлн 369,4 млрд руб. Таким образом, в годовом выражении профицит бюджета сократился в 1,7 раза. Объем поступивших в федеральный бюджет доходов за январь-ноябрь 2012г. составил 11 трлн 406,8 млрд руб. Кассовое исполнение расходов составило 10 трлн 618,1 млрд руб. При этом за ноябрь 2012г. федеральный бюджет был исполнен с профицитом в размере 64,84 млрд руб., или 1,1% от ВВП за указанный месяц.

  

Федеральный бюджет РФ в 2012 году был исполнен с нулевым дефицитом - Силуанов

МОСКВА, 16 янв - Прайм. Федеральный бюджет РФ в 2012 году был исполнен с нулевым дефицитом, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов в среду, выступая на Гайдаровском форуме.

"У нас действительно нет дефицита бюджета, у нас за прошлый год бюджет свелся с нулевым балансом", - сказал он, добавив, что российский бюджет существенно зависит от конъюнктуры. "За прошлый год у нас ненефтегазовый дефицит составил 10,6% ВВП, это не маленькая сумма, это больше, чем в 2011 году, на процентный пункт практически", - сказал глава Минфина.

В связи с этим, подчеркнул Силуанов, все-таки нельзя считать, что Россия находится в простой ситуации.

"У нас многие экономисты и в России так считают: "давайте больше расходов увеличим, давайте стимулировать потребительский спрос, может, даже инфраструктурный". Но мы здесь находимся тоже не в простой ситуации", - заявил министр. По словам Силуанова, нефтегазовая зависимость бюджета нашей страны не позволяет нам сегодня увеличивать расходы, а требует контроля за ними.

Кроме того, стимулирование со стороны государства дополнительных источников спроса Силуанов не считает первоочередной задачей.

"Самая первоочередная задача - это как раз проведение структурных преобразований, которые могут дать дополнительный импульс развитию. Ведь, как показывает практика, предыдущие кризисы создавали новую платформу для развития", - сказал он.

  

Бюджет РФ в 2012 году сведен с нулевым балансом - Силуанов

Москва. 16 января. ИНТЕРФАКС-АФИ - Федеральный бюджет РФ по итогам 2012 года имеет нулевой баланс, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на Гайдаровском форуме в среду.

"У нас за прошлый год бюджет свелся с нулевым балансом", - сказал он.

При этом министр отметил, что ненефтегазовый дефицит составил по итогам года 10,6% ВВП.

По последним декабрьским оценкам Минфина, бюджет в 2012 году планировалось свести с незначительным профицитом - на уровне 0,1-0,2% ВВП.

"Значительные средства будут использованы в последний момент, и от того, как они будут использованы, будет зависеть дефицит бюджета, но мы считаем, что бюджет будет сведен с профицитом, но с небольшим", - говорил министр финансов в конце декабря.

В последние недели года традиционно бюджетные средства расходуются наиболее активно. Так, за две недели до окончания года общий объем неиспользованных бюджетных ассигнований составлял 1,7 трлн рублей, при этом общий объем расходов бюджета равен 13 трлн рублей, говорил ранее министр.

  

G20 обсудит вопрос достижения странами прогнозных показателей

Москва. 16 января. ИНТЕРФАКС-АФИ - Страны G20 в 2013 году в ходе председательствования России в "двадцатке" обсудят вопрос достижения странами прогнозных показателей, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на Гайдаровском форуме в среду.

"В рамках "двадцатки" под нашим председательством мы будем говорить о возможности более жесткого исполнения обязательств, которые страны берут в ходе рамочных соглашений, в которых прописываются параметры прогноза тех или иных государств по ключевым финансовым показателям (долги, бюджет, безработица и т.д.)", - сказал он. Министр добавил, что четкое исполнение странами всех взятых на себя обязательств стало бы хорошим решением с точки зрения обеспечения макроэкономической координации.

А.Силуанов подчеркнул, что особая ответственность по достижению прогнозных показателей лежит на странах, эмитирующих резервные валюты.

"Целый ряд стран и Российская Федерация вкладывает свои резервы - и ЦБ, и суверенные резервы - в активы крупных иностранных экономик. Мы, как инвесторы в эти активы, должны четко понимать, какая политика будет у этих стран, как себя будет вести бюджет, какая денежно-кредитная политика прогнозируется на ближайшие годы, что мы получим от вложения наших активов", - подчеркнул министр.

Он добавил, что на рассмотрение "двадцатки" планируется поставить вопрос о необходимости макроэкономической координации государств и, в частности и в первую очередь, крупнейших экономик мира.

В качестве примера А.Силуанов привел страны БРИКС, которые уже начали более тесную координацию своей экономической политики. В частности, договорились в условиях дефицита платежных балансов, дефицита фондирования принимать на двухстороннем или многостороннем уровне решения о поддержке.

Кризис доказал необходимость макроэкономической координации, отметил министр. По его словам, в первую очередь координировать свои действия должны международные финансовые организации, например такие, как Международный валютный фонд и G20.

Кроме того, в рамках "двадцатки" планируется поднять вопрос о пересмотре Маастрихского договора (это соглашение, подписанное в феврале 1992 года, положило начало Европейскому союзу. Благодаря принятию договора решился вопрос о регулировании денежной и политической систем европейских стран. - прим. ИФ-АФИ). "Сейчас обсуждается вопрос, и на "двадцатке" в этом году в России мы будет обсуждать вопрос о том, что делать с этим Маастрихским соглашением. Возможно применение нескольких пороговых значений для разных стран в зависимости от развитости финансовых институтов в той или иной стране", - сказал он.

Министр отметил, что многие страны из-за кризиса превысили планки по уровню отношения госдолга к ВВП, по дефициту бюджета, и быстро вернуться к намеченным ориентирам пока невозможно.

"Наверно, можно согласиться с тем, что в ближайшие годы уровень долга порядка 80-90% ВВП может быть приемлемым. Мне кажется, в принципе можно это обсуждать, но надо понимать дальнейшую тенденцию о том, что такой уровень долга на долгосрочную перспективу не может быть приемлемым с точки зрения стимулирования экономического роста и устойчивости финансовой системы", - заявил министр финансов РФ.

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International