Если посмотреть на макроэкономические показатели стран большой двадцатки за II и III кварталы - наша страна выглядит лучше других, заявил заместитель Министра финансов Владимир Колычев. О текущей ситуации в экономике он рассказал на панельной дискуссии онлайн-конференции S&P Global Ratings, которая состоялась в среду, 18 ноября.
Уровень ВВП значительно сократился во II квартале, но не так сильно, как в других странах: с падением ВВП на 8% годовых Россия вошла в пятерку стран G20 по наименьшему сокращению этого показателя.
Уже в третьем квартале экономика перешла к динамичному восстановлению: падение ВВП замедлилось до 3,6% годовых. «А если очистить этот показатель от нефтяного сектора – от вклада сокращения добычи нефти в соответствии с соглашением ОПЕК+ – то падение ВВП в III квартале составило бы порядка 2%», - отметил Колычев. Это также лучше, чем в большинстве стран G20: по предварительным оценкам, Россия вошла в первую тройку.
Без учета отрицательного вклада от сокращения добычи нефти, большинство «просевших» во II квартале показателей деловой активности в течение III квартала вышли в положительную зону – промышленное производство, обрабатывающая промышленность, железнодорожные грузоперевозки, ненефтегазовый экспорт.
Аналогичная ситуация - с потребительской активностью, продолжил замминистра. Если посмотреть на актуальные данные контрольно-кассовой техники – глубокое сокращение во II квартале сменилось ростом на 3-5% годовых в реальном выражении в III квартале. Рост, с некоторым замедлением, продолжился и в октябре-ноябре. Это согласуется в том числе с сохранением положительной динамики фонда зарплат: поступление зарплатных налогов с августа растет на 3-4% годовых в реальном выражении.
Определенную роль сыграло проведение контрциклической экономической политики, что стало возможным благодаря реформам последних лет. Основная цель принятых и принимаемых мер Правительства – минимизировать влияние краткосрочного сокращения деловой активности на среднесрочный потенциал экономики.
Некоторые наблюдатели и эксперты отмечают, что Россия предоставляет незначительную финансовую поддержку для восстановления экономики, отметил Колычев. Но если посмотреть на фактическую динамику бюджетных расходов – сколько средств доходит до получателей: за десять месяцев с начала 2020 года расходы увеличились более чем на 25% год к году, пояснил он. Россия входит в пятерку стран G20 по приросту расходов, опережая все европейские страны и большинство крупных стран с развивающейся экономикой.
Дальнейшее развитие российской экономики зависит от ситуации с заболеваемостью, загрузкой системы здравоохранения и вакцинацией населения, сказал Колычев. «Пока, по данным ежедневного мониторинга, мы не видим, чтобы вторая волна приводила к существенному снижению деловой активности в целом по экономике», резюмировал он: но ситуация неоднородная.