Во второй день семинара-совещания «Новации бюджетного законодательства и их влияние на бюджетный процесс» выступил заместитель министра финансов РФ А.М. Лавров по вопросам итогов, проблем и перспектив бюджетных реформ в России.
Он ознакомил участников с основными направлениями предлагаемых изменений бюджетного законодательства. Им дана характеристика ключевых законопроектов, рассматриваемых Государственной Думой РФ в начале 2013 года (о совершенствовании бюджетного процесса, о государственном и муниципальном финансовом контроле, об изменениях в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», о Федеральном законе о Федеральной контрактной системе).
Также им озвучены подходы по переходу к программному бюджету, в соответствии с которыми федеральный бюджет запланирован к формированию на основе программных принципов начиная с 2014 года, а региональные бюджеты-с 2014 по выбору субъекта РФ.
А.М. Лавров представил концепцию государственных программ РФ, принципы отражения государственных программ в бюджетной классификации.
Отдельно он прокомментировал основные моменты института краткосрочных бюджетных кредитов, а также дал характеристику прочим предлагаемым изменениям бюджетного законодательства (запрос информации о плательщиках доходов, правовые основания создания инвестиционных фондов, создание единого портала бюджетной системы и др.).
Самостоятельным разделом выступления стал вопрос оказания государственных (муниципальных) услуг учреждениями, им обозначена необходимость различать услуги и работы, выполняемые учреждениями ввиду различия в потребителях данных работ и услуг (потребитель услуги- физические и юридические лица, работы- неопределенный круг лиц).
Помимо этого в докладе затронуты вопросы о степени финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетного учреждения, которая должна быть максимально высокая, о направлениях развития нормативов финансового обеспечения государственных заданий от индивидуальных до формальных на базе единых.
А.М. Лавров также остановился на проблемных вопросах осуществления государственных закупок бюджетными и автономными учреждениями и ГУПами.
Особое внимание в своем выступлении А.М. Лавров уделил законопроекту о государственном и муниципальном финансовом контроле и предлагаемых подходах привлечения к ответственности в связи с нарушениями бюджетного законодательства.
Представлен анализ видов бюджетных нарушений в сравнении с действующей редакцией Бюджетного кодекса РФ. Предлагается в Бюджетном кодексе РФ осуществлять регулирование ответственности за нарушения, связанные с применением мер бюджетной ответственности (бесспорное взыскание предоставленных бюджетных средств, приостановление межбюджетных трансфертов). Ответственность должностных и юридических лиц будет урегулирована положениями кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом количество составов административных правонарушений будет существенно увеличено (с 3 до 16), а меры ответственности усилены (максимальный размер штрафов для должностных лиц составляет 50 тыс. руб., а в отношении юридических лиц размер штрафа предлагается определять кратно (в процентах) к сумме бюджетных средств, использованных с нарушением; вводится дисквалификация занимаемой должности).
18 декабря 2025 года в зале совещаний Кабинета Министров Республики Татарстан состоялась совместная коллегия Министерства финансов Республики Татарстан, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан по итогам ожидаемого исполнения консолидированного бюджета Республики Татарстан за 2025 год и задачам финансовых, казначейских и налоговых органов республики на 2026 год.
В Республике Татарстан в 2025 году несмотря на непростые экономические условия удалось обеспечить рост экономических показателей. По итогам текущего года, по оценке, объем валового регионального продукта составит 5,6 трлн руб., рост – 102,4 %.