Сегодня в Государственном Совете состоялось заседание Комитета по бюджету, налогам и финансам, на котором депутаты обсудили законопроекты о внесении изменений в республиканский закон о налоге на имущество организаций и Бюджетный кодекс РТ. Кроме того, на заседании были рассмотрены отчеты о деятельности органов исполнительной власти РТ и о работе Счетной палаты РТ в 2021 году.
Разработка законопроекта о внесении изменений в статью 3 республиканского закона о налоге на имущество организаций связано с необходимостью приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным. Речь идет о Федеральном законе от 29 ноября 2021 года № 382-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
В настоящее время пунктом 2 статьи 380 Налогового кодекса РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества. С 1 января 2023 года вступают в силу нормы, которые предусматривают установление дифференциации налоговых ставок только в зависимости от вида недвижимого имущества и его кадастровой стоимости.
Разработанный законопроект, учитывая данные нововведения, корректирует механизм предоставления отдельных налоговых льгот, чтобы минимизировать потери отдельных налогоплательщиков, в итоге налоговая нагрузка для бизнеса практически не изменится.
Законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс Республики Татарстан и признании утратившими силу отдельных положений актов бюджетного законодательства, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса РТ уточняет подходы к учету обязательств по государственным и муниципальным гарантиям, вводит новый вид субвенции и расширяет состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета.
На заседании комитета депутатам также был представлен Отчет о деятельности органов исполнительной власти РТ.
С основным докладом по данному вопросу выступил первый заместитель министра экономики республики Олег Пелевин. По итогам 2021 года объем валового регионального продукта, по оценке, составил 3 354,9 млрд. рублей, или 103,8 % в сопоставимых ценах к уровню 2020 года. Как отметил Олег Пелевин, в условиях беспрецедентного внешнего санкционного давления на экономику министерством проводится мониторинг ситуации, введен ряд мер по господдержке системообразующих предприятий, малого и среднего бизнеса, самозанятых, проводятся мероприятия по импортозамещению. Помимо федеральных, в Татарстане действует республиканский пакет мер поддержки.
Депутаты поинтересовались реальными доходами населения. По оценке профильного министерства, средняя зарплата по итогам 2021 года составила 44 тыс. 934 рублей (рост 105,8% по сравнению с прошлым годом), в январе 2022 года - 46 324 рублей. Безусловно, на уровень доходов влияет инфляция.
«Рост цен идет по всей стране, - отметил Олег Пелевин, - антимонопольная служба работает. Если на первоначальном этапе наша основная задача была наладить логистику и устранить перебои с поставками продуктов и товаров первой необходимости (с этим справились), то сейчас - не допустить спекулятивного роста цен».
«По итогам обсуждения отчета Правительства вырисовывается ряд главных вопросов, на которые нужно обратить особое внимание, - это импортозамещение, помощь сельскому хозяйству и фермерам, производящим сельхозпродукцию, сохранение рабочих мест», - подчеркнул председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин, резюмируя выступления коллег.
Отдельно члены профильного комитета остановились на вопросах бюджетной политики. Как отметил первый заместитель министра финансов Республики Татарстан - директор Департамента казначейства Марат Файзрахманов, в 2021 году в бюджет Республики Татарстан мобилизовано налоговых и неналоговых доходов на сумму 280,2 млрд. рублей, или 100,8 % от плановых показателей. Относительно 2019 года рост составил 30,7 млрд. рублей, или 12,3%. Из федерального бюджета и иных источников в республику привлечено 75 млрд. рублей. Профильным министерством решалась главная задача – обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета. «Бюджет 2021 года исполнен в полном объеме, уровень долговой нагрузки значительно снизился», - подчеркнул Марат Файзрахманов.
Сегодня же на заседании Комитета был рассмотрен Отчет о деятельности Счетной палаты Республики Татарстан в 2021 году.
Как отметил заместитель председателя Счетной палаты РТ Альберт Валеев, в прошлом году проведено 45 контрольно-ревизионных мероприятий на 384 объектах. Кроме того, проведены проверки в рамках контроля за использованием бюджетных средств, направленных на реализацию семи национальных проектов. По результатам проведенных контрольных мероприятий выявлены нарушения на общую сумму 3,4 млрд. рублей. Больше всего нарушений выявлено в сфере управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью, бухгалтерской отчетности, государственных (муниципальных) закупок.
По результатам проведенных проверок приняты меры по устранению выявленных финансовых нарушений и недостатков на общую сумму 3,1 млрд. рублей (90,9% от выявленного объема нарушений). К административной ответственности привлечены 2 юридических и 24 должностных лица. Возбуждено 5 уголовных дел.
Отчеты о деятельности органов исполнительной власти РТ и о работе Счетной палаты РТ в 2021 году членами профильного комитета приняты к сведению и будут рассмотрены на ближайшем заседании Государственного Совета.
На заседании Комитета по бюджету, налогам и финансам были рассмотрены и другие вопросы. Участие в заседании принял заместитель Председателя Государственного Совета Марат Ахметов.