Министр финансов Республики Татарстан: Ключевая задача – максимальная мобилизация налогов

26 апреля 2025 г., суббота

Первое в этом году республиканское совещание финансовых, казначейских и налоговых органов Татарстана состоялось в Доме Правительства РТ. Итоги исполнения бюджета за первый квартал 2025 года и приоритетные задачи Министерства финансов РТ мы обсудили в беседе с главой ведомства Маратом Файзрахмановым.

– Марат Джаудатович, в начале прошлого финансового года мы видели, что сборы по налогу на прибыль заметно уступали НДФЛ. Какие факторы способствовали положительному изменению объема поступлений в консолидированный бюджет налога на прибыль в Татарстане в первом квартале 2025 года и какой ожидается динамика во втором квартале?

– Финансовые итоги первого квартала 2025 года показали положительную динамику поступлений налога на прибыль в размере 55,9 миллиарда рублей, что составляет 40 процентов от общей структуры доходов консолидированного бюджета Татарстана. Основной причиной улучшения показателей стал перерасчет уплаты налога по итогам 2024 года.

Однако, несмотря на положительные показатели, существуют опасения относительно перспектив второго квартала. Прогнозы указывают на возможное снижение поступлений налога на прибыль из-за ряда объективных обстоятельств. В связи с этим потребуется дополнительная совместная работа Министерства финансов, налоговых органов, отраслевых министерств и самих предприятий.

Кроме того, в первом квартале 2025 года значительный вклад в общую структуру доходов внесли другие виды налогов, такие как НДФЛ, налоги на имущество и акцизы, демонстрирующие стабильную положительную динамику. Но наличие задолженностей по некоторым видам налогов, особенно на местном уровне, требует усиления работы межведомственных комиссий по обеспечению их полной уплаты.

Стоит отметить, что по объему мобилизованных налоговых и неналоговых доходов Татарстан занял четвертую позицию среди субъектов России.

Таким образом, хотя первый квартал завершился успешно, необходимо проводить постоянный мониторинг ситуации и активно взаимодействовать с налогоплательщиками для поддержания устойчивости бюджетных поступлений.

– С учетом текущей ситуации какова динамика исполнения расходной части бюджета в первом квартале 2025 года?

– Расходы консолидированного бюджета Татарстана составили 107 миллиардов рублей, из которых 82,6 миллиарда приходятся на бюджет республики.

В расходной части бюджета мы сосредоточились на нескольких важных направлениях работы. Во-первых, остатки бюджетных средств на начало года вместе с поступившими доходами позволили своевременно и в полном объеме выплатить зарплату, профинансировать первостепенные расходы бюджетов всех уровней.

Второе направление связано с реализацией майских указов Президента России, направленных на повышение зарплаты отдельным категориям работников бюджетной сферы. Предварительные итоги показывают выполнение прогнозных показателей по зарплате за первый квартал.

По внебюджетной деятельности учреждения республиканского подчинения смогли привлечь доходы от оказанных платных услуг в размере 4,1 миллиарда рублей, а муниципальные учреждения – 2 миллиарда рублей.

Еще одним важным направлением является освоение бюджетных средств на объектах незавершенного строительства. Из года в год мы отмечаем постепенное снижение количества объектов и их сумм. Необходимо подчеркнуть, что каждый объект находится под пристальным вниманием соответствующих министерств и муниципальных образований.

Наконец, отдельное внимание уделяется финансовому контролю. Департамент казначейства провел ряд мероприятий для выявления возможных нарушений и недостатков в процессе распределения бюджетных средств. Всего в первом квартале было осуществлено 66 проверок.

– В последнее время широко обсуждается тема государственного долга Татарстана. Расскажите о мерах, предпринятых республикой для сокращения госдолга. Какие новые возможности открываются в результате решений федерального центра по списанию задолженности регионов?

– В течение последних десяти лет Минфином РТ была проведена серьезная работа по реструктуризации задолженности по федеральным бюджетным кредитам. Эти меры позволили перенести погашение кредитов на 2030-е годы, временно снизив финансовую нагрузку на республиканский бюджет.

Хочу отметить, что в рамках исполнения обязательств по госдолгу Татарстан своевременно и в полном объеме выплачивает проценты за использование федеральных бюджетных кредитов, а также погашает основной долг строго по графикам платежей. Просроченной задолженности по долговым обязательствам у республики нет.

Вторым этапом стало создание условий для внедрения новых инвестиционных проектов, нацеленных на модернизацию производств. Новая инфраструктура позволила направить в федеральный бюджет дополнительные налоги. На сумму данных налогов в 19,1 миллиарда рублей за четыре года была списана задолженность татарстанского бюджета по федеральным кредитам.

В прошлом году государство объявило программу списания примерно двух третей долгов регионов. Для участия в программе субъекты обязаны направить сэкономленные средства на реализацию значимых проектов. Наша республика подготовила пакет предложений, которые направлены на развитие жилищного хозяйства, транспортной сферы и строительство инженерной инфраструктуры промышленных парков.

Татарстан подал заявку в федеральные органы с указанием конкретных мероприятий, подлежащих финансированию и списанию. Представленные нами предложения получили одобрение федеральных министерств и в ближайшее время будут вынесены на заседание Президиума Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ.

– После обсуждения столь крупных задач важно затронуть тему национальных проектов. Расскажите, пожалуйста, как они реализуются в Татарстане.

– Национальные проекты – одна из важнейших составляющих стратегии развития нашей страны, и республика активно участвует в их реализации. Общий объем финансирования нацпроектов в РТ на 2025 год составляет 44,6 миллиарда рублей, из которых 24,7 миллиарда рублей приходится на средства федерального бюджета, остальные 19,9 миллиарда рублей – на средства республиканского бюджета.

Тем не менее в первом квартале текущего года мы столкнулись с низким уровнем освоения бюджетных средств. На данный момент две трети татарстанских министерств и ведомств, участвующих в реализации национальных проектов, справляются с задачей неэффективно. Мы понимаем важность каждого этапа проектов и призываем соответствующие министерства и ведомства усилить подход к решению возникающих задач.

– Марат Джаудатович, какие приоритеты и стратегические цели стоят перед финансовыми органами республики в свете завершения отчета за прошлый год и начала формирования бюджета на ближайшие три года?

– Завершившийся первый квартал 2025 года ознаменовался рядом важных шагов, определяющих бюджетный процесс. Одной из ключевых задач стала подготовка годового отчета об исполнении бюджета за предыдущий год. Он был подготовлен и передан в Счетную палату РТ, где проходит внешнюю проверку. Затем он будет представлен на рассмотрение Раису РТ и Госсовету РТ.

Параллельно началась работа по подготовке проекта бюджета на очередной трехлетний период. Разработаны графики и планы, отрабатывается информация о сценарных условиях функционирования экономики России и об основных параметрах прогноза социально-экономического развития до 2028 года. Инвентаризированы действующие государственные программы, сформированы материалы по каждому виду расходов.

Важно подчеркнуть, что ситуация с формированием бюджета остается сложной. В первую очередь сохраняется риск нестабильности в доходах, вызванный экономической неопределенностью. Поэтому ключевой задачей остается обеспечение максимальной мобилизации налогов с одновременным экономным и бережливым расходованием бюджетных средств.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International