Госдума сегодня приняла в первом чтении правительственный законопроект, вносящий изменения в закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в части уточнения доходов и профицита бюджета в 2013 году. За проголосовали 234 депутата, против - один, воздержался один.
Министр финансов РФ Антон Силуанов, представляя проект закона депутатам, сообщил, что документ "подготовлен с учетом складывающейся макроэкономической ситуации". "Экономический рост на текущий момент снизился до отметки 1,2 проц во 2-м и 3-м кварталах текущего года. Это ниже, чем мы планировали при подготовке бюджета на 2013 год", - отметил он, предположив, что прогнозировавшаяся ранее оценка роста ВВП в 1,8 проц "вряд ли будет достигнута".
"Тем не менее, на доходы бюджета изменение темпов роста экономики не скажется", - заявил глава Минфина. Доходы федерального бюджета в 2013 году, по его словам, ожидаются выше запланированных на 40,5 млрд рублей в основном за счет увеличения прогноза цен на нефть.
Отрицательно повлияли на объем доходов снижение объемов импорта, прибыли прибыльных предприятий, изменение структуры налоговой базы по НДС, связанное с увеличением доли налоговых вычетов по этому налогу, отметил министр.
"Снижение ненефтегазовых доходов и увеличение нефтяных привело к тому, что доля нефтяных доходов превысит 50 проц доходов бюджета", - продолжил Силуанов. Это, по его словам, "подтверждает сохранение уязвимости к внешним шокам бюджета и необходимость продолжения консервативной бюджетной политики".
Министр сообщил, что возникшие в текущем году проблемы недополучения ненефтегазовых доходов /500 млрд рублей/ и снижение поступлений от приватизации /375 млрд рублей/, "сократили ресурсную базу бюджета почти на 900 млрд рублей". Компенсировать выпадающие ненефтегазовые доходы, по его словам, предполагается за счет использования тех дополнительных нефтегазовых доходов, которые "поступили в этом году". "А это тоже порядка 900 млрд рублей", - сказал Силуанов. Таким образом, "мы в этом году можем не пополнить Резервный фонд", который, по плану, предусматривалось увеличить на сумму более 300 млрд рублей, добавил он.
"Поскольку риски формирования ресурсной базы бюджета по- прежнему еще сохраняются, мы предлагаем в проекте поправок к федеральному закону о федеральном бюджете установить право /правительства/ использовать средства Резервного фонда в сумме до 200 млрд рублей", - продолжил глава Минфина, добавив: "Надеемся, что мы к ним не прибегнем, средства Резервного фонда в этом году не будут затрагиваться".
Сиуанов отметил, что расходы бюджета в 2013 году остаются неизменными. "Это результат нашей политики и действия бюджетных правил, которые говорят о том, что при любой ситуации мы наши обязательства, заложенные в бюджете, исполним в полном объеме. Сохранение запланированного объема расходов даже в нынешних условиях оказывает экономике соответствующую поддержку", - заявил он.
Министр считает, что ситуация с увеличением ненефтегазового дефицита бюджета в 2013 году "может быть только временной, и последующие годы надо последовательно принимать меры по снижению этого показателя, в рамках последующей трехлетки так именно и должно происходить".
Общий объем доходов федерального бюджета на 2013 год согласно законопроекту увеличивается до 12 трлн 906,4 млрд рублей /19,1 проц к ВВП/. При этом доля доходов к объему ВВП снижается на 0,2 процентного пункта. Все дополнительные доходы направляются на сокращение дефицита бюджета, который в 2013 году составит 480,9 млрд рублей, или 0,7 проц к ВВП. Это на 0,1 процентного пункта ниже ранее утвержденного уровня. При этом ненефтегазовый дефицит увеличивается с 9,7 проц до 10,3 проц к ВВП.
Общий объем расходов федерального бюджета в 2013 году законопроектом не изменяется /13 трлн 387,3 млрд рублей/, но их доля по отношению к ВВП снизится на 0,3 процентного пункта и составит 19,8 проц. Это обусловлено ростом прогнозируемого объема ВВП на 1,6 проц до 67,588 трлн рублей.
За счет экономии, образовавшейся в ходе исполнения федерального бюджета в 2013 году в размере 114,45 млрд рублей, предлагается профинансировать ряд первоочередных мероприятий. В частности, на ликвидацию последствий наводнения на территории Дальневосточного федерального округа выделяется 13,56 млрд рублей, на внесение имущественных взносов в уставные капиталы Фонда содействия реформирования ЖКХ /на ликвидацию аварийного жилищного фонда и переселение граждан из аварийного жилья/ и "Росатома" /на строительство АЭС "Аккую" в Турции/ - 26 млрд и 22,45 млрд рублей, соответственно.
Кроме того, вносятся изменения, связанные с предложениями главных распорядителей по перераспределению бюджетных ассигнований в объеме 212,63 млрд рублей в пределах общего объема утвержденных расходов. В частности, 46,33 млрд рублей планируется дополнительно направить на капитальное строительство новой инфраструктуры Минобороны, 13 млрд рублей - на развитие дорожной сети РФ, 5,28 млрд рублей - на ликвидацию последствий наводнения на территории ДФО.
Правительству предоставляется право в ходе исполнения федерального бюджета в 2013 году использовать на замещение непоступающих доходов и источников финансирования дефицита бюджета дополнительные нефтегазовые доходы, а в случае их недостатка - средства Резервного фонда в объеме до 200 млрд рублей.
На рассмотрение Госдумы во втором чтении проект закона планируется вынести 20 ноября, в третьем - 22 ноября. Таким образом, дальнейшее прохождение законопроекта будет синхронизировано с рассмотрением проекта федерального бюджета на 2014-2016 годы.