Марат Файзрахманов: «По объему доходов бюджета Татарстан лидирует в Приволжском округе»

24 июля 2025 г., четверг

Как меняется структура бюджета Татарстана, насколько реальны перспективы введения в регионе цифрового рубля и какие факторы позволяют нашей республике сохранять наивысший кредитный рейтинг, рассказал в интервью министр финансов Татарстана Марат Файзрахманов.

 

- Какие изменения произошли в структуре доходов бюджета Татарстана в первом полугодии 2025 года, и почему возникло снижение поступлений налога на прибыль, который традиционно занимал ключевое положение в доходах бюджета?

- В первые шесть месяцев 2025 года республиканский бюджет выполнен по доходам и расходам согласно запланированным показателям. Однако исполнение доходов происходило на фоне уменьшения поступления ключевого налогового платежа – налога на прибыль.

Как вы правильно отметили, поступления данного налога за 1 полугодие снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,2 млрд рублей или на 2,7 процента. Его удельный вес в структуре доходов бюджета составил 29 процентов.

Основные причины такого снижения связаны с уменьшением поступлений налога от ряда отраслей, таких как нефтегазовый комплекс, химическая отрасль и машиностроение. Наиболее значительное снижение поступлений произошло в указанных секторах, тогда как заметный рост поступления налога наблюдался в таких сферах, как производство радиотехники, оптической продукции и торговля нефтепродуктами.

По предварительному прогнозу ряда крупных предприятий, отрицательная динамика поступлений по налогу на прибыль продолжится. Снижение налога в третьем квартале ожидается порядка 11 млрд рублей, что окажет негативное влияние на поступление налога по итогам текущего года.

Министерство финансов вместе с налоговыми органами и отраслевыми министерствами планирует изучить причины замедления поступления налога на прибыль и принять необходимые меры по устранению негативных тенденций.

Отмечу, что остальные виды налогов продолжают демонстрировать уверенный рост. Например, налог на доходы физических лиц поступил в консолидированный бюджет республики в сумме 89,8 млрд рублей, что сделало его ведущим источником доходов бюджета с удельным весом в 33 процента. Увеличились и налоговые поступления от имущественного налога, налогов на совокупный доход и акцизов.

Сложности в исполнении бюджета до конца года обязательно будут, но оценивать обстановку необходимо комплексно, учитывая полную картину событий. Так, итоги первого полугодия 2025 года показывают, что налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Татарстана достигли 276,4 млрд рублей. По объему мобилизованных доходов бюджета республика заняла 4-ю позицию среди субъектов России и лидирует в Приволжском округе. 

- Могут ли упомянутые вами сложности в доходной части бюджета повлиять на выполнение бюджетных обязательств, таких как своевременная выплата зарплат и финансирование мероприятий и программ?

- Ситуация с доходной частью бюджета не станет препятствием для полноценного финансирования расходов бюджетов всех уровней, выплаты зарплаты сотрудникам государственных, бюджетных, автономных учреждений и других важных мероприятий. Расходная часть бюджета неукоснительно исполняется своевременно и в полном объеме.

- Центральный Банк России периодически публикуют информацию о подготовке к внедрению цифрового рубля. Как вы видите участие республики в этом процессе?

- Действительно, в начале этого года Центробанк РФ обратился к руководству Татарстана с предложением о пилотировании механизмов цифрового рубля в республике. В этой связи была создана рабочая группа из представителей Минфина республики, Минцифры Татарстана, Аппарата Кабмина РТ, Ак Барс банка и ЦБ РФ.

В рамках рабочей группы происходит апробация одного из ключевых механизмов цифрового рубля – смарт контрактов. То есть в режиме эмуляции на тестовой площадке ЦБ РФ происходит экспериментальное условное расходование целевых средств на определенные цели.

Минфин РТ совместно с коллегами из Центробанка РФ сформулировали в специальной форме требования, обеспечивающие целевое расходование условной субсидии из бюджета. Данные требования совместно с коллегами из Ак Барс банка преобразованы в форму смарт-контракта. Далее происходит тестирование механизмов площадки цифрового рубля по отслеживанию транзакций в пределах правил, установленных смарт-контрактом. Мы планируем завершить эксперимент в третьем квартале текущего года. В дальнейшем мы будем выстраивать свою работу с учетом полученных результатов и по мере формирования на федеральном уровне необходимой правовой базы для использования инструментов цифрового рубля в бюджетном процессе.

- Недавно стало известно, что Татарстан сохранил высший кредитный рейтинг. Что способствовало данному решению рейтинговых агентств? Какие ключевые факторы оказали влияние на это решение?

- Все верно, оба ведущих российских рейтинговых агентства («Эксперт РА» и АКРА) подтвердили наш кредитный рейтинг на максимальном уровне. Данные рейтинги основаны на нескольких ключевых факторах. Агентствами отмечен высокий уровень развития экономики республики, благоприятный инвестиционный климат, развитый рынок труда, низкая безработица, сильная позиция по долговой нагрузке и некоммерческий характер долга, комфортный уровень сбалансированности бюджета.

Хотел бы подчеркнуть, что оба агентства установили «стабильный» прогноз, что свидетельствует о высокой вероятности сохранения высоких кредитных рейтингов в перспективе.

- Марат Джаудатович, какие ключевые задачи стоят перед Минфином Татарстана сегодня?

- Сейчас наша деятельность сосредоточена вокруг нескольких направлений. Главным из них является подготовка проекта бюджета на предстоящие три года. Уже определены и доведены до исполнителей индексы-дефляторы для расчета бюджетных показателей на 2026-2028 годы. Министерством экономики произведены расчеты основных макроэкономических показателей.

В настоящее время проведена работа по принятию республиканского закона в части пролонгации отдельных льгот по налогу на имущество организаций. Муниципальным образованиям рекомендуется при необходимости пересмотреть ставки и льготы по своим местным налогам.

Отдельное внимание уделяется утверждению нормативных затрат для расчета финансового обеспечения выполнения государственных, муниципальных заданий на следующий год. Всего предполагается подготовить более четырех десятков нормативных актов с участием девяти разных министерств и ведомств.

Таким образом, основной фокус Минфина Татарстана сегодня направлен на создание прочной основы для устойчивого бюджетного планирования на ближайшую трехлетнюю перспективу и качественное исполнение бюджетных обязательств.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International