Госдума отклонила законопроект, предусматривающий создание Российского финансового агентства и привлечение его для управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также для управления госдолгом.
"Чтобы было понятно - это составляет объем примерно четырех федеральных бюджетов", - заявил председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он напомнил, что в январе при рассмотрении в первом чтении Госдума рекомендовала доработать законопроект с учетом замечаний, изложенных в заключении бюджетного комитета. "А в заключении комитета было сказано ясно: никакая коммерческая структура не может управлять государственными фондами страны", - продолжил глава комитета нижней палаты парламента.
В ходе доработки, по его словам, необходимо было "сохранить их безопасность", чтобы отсутствовала возможность конфискации этих средств. "К сожалению, идеологи законопроекта не предложили механизма, как защитить государственные средства от таких опасностей. Мы таких тоже, естественно, не нашли. А тот вариант, который мы предложили - сохранить эти средства под государственным контролем и с вариантами безусловной безопасности и сохранности этих средств, к сожалению, не устроил идеологов", - сказал Макаров. В связи с этим, по его словам, комитет посчитал дальнейшую работу над законопроектом нецелесообразным.
Проект закона, внесенный правительством и принятый в январе текущего года в первом чтении, предусматривает учреждение правительством специализированной финансовой организации в форме открытого акционерного общества Росфинагентства со 100-процентным участием государства. Минфин России по решению правительства должен был привлекать Росфинагентство для выполнения функций по размещению и учету средств суверенных фондов на основании соответствующего договора.
Росфинагентство предполагалось создать в целях обеспечения надежности, ликвидности и доходности размещения средств суверенных фондов, повышения доходности размещения средств этих фондов, снижения расходов по госдолгу. В функции Росфинагентства должно было входить размещение и учет госфинактивов, размещение, выкуп, обмен, обслуживание, погашение и учет государственных долговых обязательств РФ. Категории госфинактивов и долговых обязательств, которыми могло управлять агентство, определялись бы правительством.
Как сообщалось ранее, в первую очередь, депутатов не устраивала организационно-правовая форма создаваемой специализированной финансовой организации. Кроме того, они выступали против регулирования таких важных вопросов, как вопросы создания, деятельности, отчетности, определения требований к органам управления Росфинагентства нормативными правовыми актами правительства. По их мнению, данные вопросы должны регулироваться законом. В соответствии с Бюджетным кодексом ФНБ и Резервный фонд имеют особый статус и цели создания. Поэтому депутаты посчитали, что уровень акта, определяющего деятельность организации, которая будет управлять средствами этих фондов, должен быть определен в форме отдельного федерального закона.
В настоящее время отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Банком России, а средствами ФНБ - ЦБ РФ и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Минфином России в порядке, установленном правительством РФ. При этом Банк России осуществляет операции со средствами федерального бюджета без взимания комиссионного вознаграждения. В связи с этим бюджетный комитет ранее предлагал предусмотреть переходные положения для действующих договоров, заключенных Минфином России с Банком России и специализированными финансовыми организациями.