Госдума приняла во втором чтении законопроект, направленный на упрощение налогового учета, а также сближение налогового и бухгалтерского учета.
Проектом закона уточняются методы списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете. В частности, унифицируются правила бухгалтерского и налогового учета по учету обязательств и требований, выраженных в условных единицах. Из налогового учета уйдут так называемые "суммовые разницы", останутся только курсовые разницы, как это делается в бухгалтерском учете. Кроме того, унифицируются правила по учету малоценного и безвозмездно полученного имущества, доходов и расходов по договорам уступки права требования и по некоторым другим операциям.
В налоговом учете законопроектом допускается возможность списания стоимости малоценного имущества в течение более одного отчетного периода в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики. Убытки от уступки прав требования после наступления срока платежа будут учитываться на дату уступки права требования /сейчас - 50 проц - на дату уступки, 50 проц - через 45 дней с даты уступки/. Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений /ЛИФО/ исключается из перечня возможных методов оценки затрат, списанных в производство.
По НДС налогоплательщики освобождаются от обязанности вести журнал полученных и выставленных счетов-фактур. От имени индивидуального предпринимателя счета-фактуры могут подписываться лицом, имеющим на это доверенность. При реализации недвижимого имущества моментом определения налоговой базы будет признаваться день передачи недвижимого имущества его покупателю.
"Сегодня в налоговом и бухгалтерском учете есть позиции, которые неоправданно отличаются и заставляют организации вести учет по разным правилам в отношении доходов или расходов, которые признаются для целей налогообложения, но иначе учитываются для целей бухгалтерского учета", - пояснял ранее заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов, обосновывая необходимость принятия закона.