Минфин внес в правительство законопроект о введении налога с продаж
14 августа 2014 г., четверг
Законопроект, дополняющий Налоговый кодекс главой «Налог с продаж», направлен в правительство, сообщили РБК в Минфине. Регионы смогут ввести его уже с 1 января 2015 года, но в правительстве считают, что не все губернаторы решатся на эксперимент, однажды уже признанный неудачным, одновременно.
Законопроект почти повторяет нормы о налоге с продаж, которые действовали в России до его отмены в 2004 году, говорит источник РБК в Минфине. Регионы смогут сами определять ставку налога в пределах 3%. Также, согласно законопроекту, не допускается дифференциация ставок для разных видов товаров или в зависимости от того, кто является плательщиком. Источник РБК в правительстве сообщил, что документ в правительство еще не поступил.
Если закон примут, Россия станет второй страной в мире, где будут действовать сразу два косвенных налога (см. таблицу) — НДС и налог с продаж. Налоговая база будет определяться как стоимость реализованных товаров или услуг с учетом НДС и акцизов, а налоговый период будет составлять один месяц. Таким образом, по итогам каждого месяца организации и индивидуальные предприниматели, у которых есть объект налогообложения (операции по реализации товаров и услуг), будут определять налоговую базу, применять к ней налоговую ставку и платить налог в бюджет. Продажа не всех товаров будет облагаться налогом, для ряда позиций предусмотрено исключение (см. справку).
«Мы будем пытаться провести закон таким образом, чтобы регионы получили возможность ввести налог с 1 января 2015 года, — сказал РБК источник в Минфине. — Если регион не захочет или не успеет это сделать, то, поскольку налоговый период по нашему проекту составляет один месяц, он сможет его ввести с 1 февраля, 1 марта, 1 апреля и т.д., или не вводить вообще — по законопроекту предполагается, что это тоже его право».
«Не стоит думать, что все регионы, которые рассчитывают на новый налог в 2015 году, введут его у себя с боем курантов», — рассуждает источник в правительстве. Собираемость налога с продаж в прежние годы была на уровне 35%, сейчас будет примерно на уровне 50%, оценивает глава Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. Поэтому губернаторы могут увязать его введение, например, с результатами эксперимента по онлайн-передаче данных с кассовых аппаратов в ФНС, считает правительственный чиновник. Кассовые аппараты магазинов оборудуются онлайн-передатчиками, пересылающими информацию о сделанных покупках напрямую в налоговую службу. Эксперимент заканчивается в феврале следующего года.
«Кассовые аппараты есть не у всех предпринимателей. Будет огромное пространство для умышленных и неумышленных нарушений, либо всех обяжут вводить аппараты», — опасается партнер юридической фирмы «Налоговик» Роман Терехин. Это, по его словам, по сути нивелирует упрощенную систему налогообложения, которой пользуется малый бизнес, чтобы снизить издержки на ведение отчетности.
Законопроект не снимает и ряд технических вопросов, которые возникали в период до 2003 года, когда в России действовал налог с продаж, говорит чиновник правительства, знакомый с ходом подготовки документа. Так, отследить конечного продавца в некоторых случаях будет сложно. Из-за этого налог с продаж ранее отменяли как неконституционный, вспоминает Терехин. «Суд посчитал, что незаконно взимать налог с продаж с индивидуальных предпринимателей, так как считается, что до этого товар уже продали физическому лицу», — говорит он.
Во-вторых, львиная доля налога будет уплачиваться в регионах с большими розничными сетями, где происходит реализация товаров конечному потребителю. То есть там, где есть крупные розничные сети, — в Москве и Петербурге, говорят собеседники РБК в правительстве. «Налог с продаж косвенно ложится на потребителя. И, соответственно, те регионы, где уровень заработной платы высок, легче переживут это [введение нового налога]», — добавляет председатель комиссии Общественной палаты по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов.
Представители бизнес-организаций предупреждали ранее, что появление налога с продаж заставит предпринимателей уходить в тень. «Если бизнес пойдет по пути снижения налогового бремени, это может затронуть поступления других налогов. Невозможно правильно платить НДС и при этом не платить налог с продаж. Введение налога поэтому потребует дополнительных административных затрат со стороны как налоговых органов, так и предпринимателей», — говорит аналитик Экономической экспертной группы Александра Суслина.
Налогом с продаж не будут облагаться хлебобулочные изделия, молокопродукты, сахар, соль, картофель, растительное масло, яйца, крупы, детское питание, детская одежда и обувь по перечню, который будут устанавливать регионы, лекарства. Не будет взиматься налог с продажи недвижимости и ценных бумаг, с услуг ЖКХ и услуг по сдаче в наем жилых помещений, с санитарно-курортных услуг, услуг в сфере культуры и искусства, перевозки пассажиров. Не попадут под налог учебная, научная литература, периодические печатные издания. Не будет взиматься налог с ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, продажи предметов культа. Кроме того, им не будут облагаться услуги адвокатов и некоторых финансовых организаций.
По итогам 2024 года поступления акцизов в консолидированный бюджет Республики Татарстан составили 44,6 млрд. рублей (101,3% от плановых назначений), в том числе:
В 2025 году в рамках постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.05.2020 № 387 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в республике продолжится реализация мероприятий по комплексному развитию сельских территорий.
По итогам 2024 года в консолидированный бюджет Республики Татарстан налог на доходы физических лиц (НДФЛ) мобилизован в сумме 191,5 млрд.рублей, в том числе в бюджет РТ – 133,9 млрд.рублей, в местные бюджеты – 57,6 млрд.рублей.
В Республике Татарстан продолжается успешная реализация национальных проектов. По итогам 2024 года на реализацию 14 национальных проектов направлено 46 950,4 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета 29 499,7 млн рублей:
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER