Интервью министра финансов Антона Силуанова информагентству ИТАР-ТАСС
23 сентября 2014 г., вторник
- Проект трехлетнего бюджета предварительно одобрен. Какие вопросы остались неурегулированными в рамках бюджетного процесса?
- Вчера правительство России одобрило проект бюджета, но действительно осталось несколько вопросов, которые мы должны доработать до 1 октября, когда по закону мы должны внести проект бюджета в Госдуму. Вопросы о структуре расходов, о параметрах тех или иных расходов постоянно находились в поле зрения правительства. Все профильные вице-премьеры и министры отмечали, что нужно больше расходов в сложившейся ситуации. Но прогнозные темпы роста экономики в последнее время снижались. В целом, экономика находится пока не в лучшем состоянии. Поэтому бюджет тоже должен под него подстраиваться. Мы не можем раздувать расходы в условиях падающей экономики. Это при том, что внешняя конъюнктура достаточно благоприятная - нефть стоит 95-100 долларов за баррель. А если она снизится до 80 долларов? Тогда чем финансировать расходов? Тогда у нас есть риски залезть в резервные фонды. Но если мы будем использовать резервные фонды при неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, то можем израсходовать их за полтора - два года.
И что дальше? Завышать расходные обязательства и увеличивать объемы бюджетных расходов - это значит создавать риски в экономике...
В итоге, правительство определилось с жестким подходом к объемам расходов, которые государство может себе позволить. Сохраняется бюджетное правило - это одно из ключевых якорных решений, которое создает предсказуемость и понятность бюджетной политики. А это в свою очередь необходимо для общего восприятия экономической политики Российской Федерации. Бюджет и денежно-кредитная политика - это основа для того, чтобы инвесторы могли понимать, что будет дальше.
Сегодня на форуме говорилось, что самое главное - это доверие и предсказуемость экономической политики. Бюджет и денежно-кредитная политика - одни из ключевых элементов этой предсказуемости. Правительство, когда одобрило проектировки бюджета на 2015-17 годы, именно такую предсказуемость и обеспечило.
- В бюджетных проектировках учтены поступления от приватизации "Роснефти" в 100 млрд рублей. Какова вероятность, что эта приватизация произойдет в 2015 году?
- Министерство экономического развития вместе с Росимуществом уже сейчас ведет подготовительные работы по проведению этой сделки. Около 19 проц акций "Роснефти" предполагаются к продаже в будущем году. Мы считаем, что общий пакет будет стоить более 500 млрд рублей. Но по решениям, которые были приняты в правительств, часть средств пойдет в бюджет, это 100 млрд рублей, а часть средств пойдет в "Роснефтегаз" - это своего рода резерв, который также будет инвестирован в инфраструктурные проекты. Потому что "Роснефтегаз" - 100-процентная государственная компания, она аккумулирует дивиденды, которые будут получены от приватизации "Роснефти". Часть пойдет на расходы бюджета, а часть - в "Роснефтегаз".
- Как программа по импортозамещению влияет на бюджет?
- Самый простой пример - это импортозамещение на рынке продовольствия. Наши компании получили преимущество, это аналогично поддержке 10 млрд долларов для наших сельхозпроизводителей. Они получили новые рынки, новые возможности для занятия тех ниш, которые освободились. В целом, по другим компаниям - оборонные предприятия, производящие продукцию для гособоронзаказа, смогли переориентироваться на производство комплектующих, которые сейчас у нас не производятся и перестали поступать из-за рубежа, в первую очередь, с Украины. Для этого мы предусмотрели в бюджете специальные средства, как на импортозамещение продукции наших ближайших соседей, так и на компенсацию тех ограничений, которые у нас возникли в связи с запретом на поставку товаров и технологий двойного назначения. Мы будем помогать таким компаниям из бюджета с тем, чтобы они переориентировали свое производство на выпуск тех изделий, которые мы раньше получали из-за рубежа.
- Какие форматы помощи будут применяться?
- Субсидии этим компаниям для техперевооружения, для производства продукции, которую мы раньше закупали по импорту.
- Какие суммы сейчас обсуждаются?
- В трехлетнем бюджете предусмотрено выделение 23 млрд рублей, еще порядка 15 млрд рублей - это прямые ассигнования на импортозамещения, то есть помимо тех ресурсов, которые могут быть перераспределены в рамках госпрограмм. Это дополнительные средства, решение о выделении которых было принято правительством при подготовке бюджета на эти цели.
- Какой ресурс экономии бюджетных расходов от повышения качества госуправления?
- Мы на следующий год перераспределили порядка 500 млрд рублей внутри бюджета для того, чтобы высвободить ресурсы на новые задачи. Приоритеты - это развитие Дальнего Востока, московского транспортного узла, это восстановление Крыма и Севастополя. Это наиболее затратные позиции. Есть еще целый ряд задач, которые получили дополнительную бюджетную поддержку в рамках перераспределения средств.
- В среднесрочной перспективе как вы видите стратегию инвестиций нефтяных свердоходов?
- Мы на протяжении следующих трех лет не предусматривает увеличение средств в резервных фондах. В нынешних условиях главное - не растратить эти фонды. Мы подготовили законодательство, которое позволяет нам на стадии планирования сократить объем заимствований, в том числе внешних, но не направлять средства в резервные фонды.
Нас многие критикуют за то, что доходы от инвестиций наших резервных фондов невысокие, поскольку мы вкладывается в активы надежные, но не имеющие высокие уровни дохода. Мы считаем, что можно было бы расширить инвестиционную декларацию при инвестировании средств ФНБ и Резервного фонда в надежные, но более высокодоходные активы. Речь идет об инвестировании в еврооблигации наших партнеров, предположим, стран БРИКС. Они имеют более высокую доходность, и такую же надежность. Все выпускаются по английскому праву, в евро или долларовом эквиваленте. Поэтому считаем возможным часть наших инвестиций суверенных фондов задействовать и на новых более высокодоходных направлениях.
- А что касается инвестирования в инструменты российских компаний - например, подпавших под санкции "Роснефти" и НОВАТЭКа?
- Здесь речь идет о размещении средств только из ФНБ и только о поддержке компаний, попавших в непростую ситуацию, когда внешние рынки для них закрыты. Действительно, две компании - "Роснефть" и НОВАТЭК - обратились в правительство с предложением разместить часть средств ФНБ в их облигации. Мы определили границы ФНБ, которые мы можем инвестировать, - это 60 проц. от всего объема фонда. Чтобы у нас осталось более 1 трлн рублей.
Мы рассмотрим предложения "Роснефти" и Новатэка" в рамках общих процедур, которые существуют для размещения ФНБ, и я думаю, что в этом году мы готовы принять такие решения, если компании будут соответствовать всем тем требованиям, которые правительство установило для инвестирования средств ФНБ.
- В данный момент они соответствуют?
- Заявки только поступили и они рассматриваются. Думаю, что в целом они соответствуют.
- О каких объемах может идти речь в этом случае?
- Более 60 проц ФНБ мы не будем размещать. Речь шла о вложениях от 80 до 150 млрд рублей в одну компанию.
- А сколько таких компаний может быть?
- Вы назвали две компании, я про эти компании и говорю.
- Центральный банк переходит к политике инфляционного таргетирования с 2015 года. У этого решения было много противников. Видите ли вы бюджетные риски, связанные с этим переходом?
- Банк России и сейчас практически не вмешивается в курсообразование. Установлены достаточно широкие границы коридора, и это абсолютно правильно. Политика, направленная к свободному плаванию курса, отвечает ситуации с платежным балансом, когда курс рубля устанавливается исходя из состояния экономики и внешних факторов. Участие Банка России, как это было в прошлые годы, в поддержке рубля как правило приводило к тому, что мы тратили золотовалютные резервы, а эффект от этого был минимален. Сейчас, когда настроения на рынке четко определяются внешними и внутренними факторами, влияющими на курс рубля, и Центробанк осуществляет предсказуемую политику, говоря, что будет вмешиваться при преодолении валютным курсом верхней или нижней границы коридора, принимаемые меры дают больше позитивного эффекта, чем было раньше. Тогда ЦБ сам определял, сколько купить валюты, сколько продать валюты. Политика невмешательства Банка России на валютном рынке - это политика большей предсказуемости, которая на наш взгляд абсолютно правильная и понятная для инвесторов, которые вкладываются в российские бумаги.
- Как бы вы оценили состояние финансовой системы России в условиях санкций?
- Любые санкции - это плохо, это закрытие доступа к финансовым ресурсам. Но к нынешней ситуации банки подготовлены лучше, чем к кризису 2008-09 года. У нас сейчас иностранных активов больше, чем привлеченных ресурсов в целом по банковской системе. Тем не менее, любые ограничения с точки зрения ресурсов ставят вопрос, где коммерческим банкам брать средства для рефинансирования своих обязательств и для выдачи новых кредитов. Мы ищем новые рынки заимствований, с другой стороны мы делаем ставку и на внутренние источники.
Это и средства пенсионных накоплений. В следующем году - те средства, которые зарезервированы в Пенсионном фонде и Внешэкономбанке. Средства накопительной части пенсии, которые были зарезервированы в конце 2013 года, мы планируем предоставить НПФ. Это порядка 500 млрд рублей, значительный ресурс. Это внутренний источник для банков, для компаний, в том числе для бюджета, когда НПФ вкладываются в государственные облигации. С другой стороны, ЦБ будет более активно осуществлять операции по рефинансированию коммерческих банков. Это и средства правительства, которые частично пойдут на докапитализацию банков. Со всех сторон будем помогать финансовым институтам, потому что остановка финансового сектора, гораздо более опасна, чем банкротство одной или двух компаний. Финансы, как говорят, - это кровь в экономике, поэтому правительство будет предпринимать необходимые усилия для того, чтобы финансовые институты работали несмотря на те ограничения, с которыми мы сейчас сталкиваемся. И хотелось бы, чтобы эти ограничения были сняты как можно скорее.
- Как вы учитываете внешние факторы в политике заимствований на внутреннем и на внешнем рынке? Как проходят переговоры с потенциальными инвесторами из стран АТР? Какой потенциал у них для инвестиций в госинструменты?
- Мы сейчас поворачиваем наши взоры на Восток, имея ввиду, что там есть заинтересованные инвесторы, которые готовы вкладываться в российские проекты и российские финансовые институты. Можно сказать, что в следующем году мы в рамках госзаимствований откажемся от выхода на внешние рынки, если такая ситуация сохранится. Будем замещать эти источники финансирования внутренними. Мы создаем резервы в расходах на случай, если мы столкнемся с проблемами при пополнении бюджета, будем их задействовать. Безусловно, частные компании ориентируются в своих инвестиционных намерениях на инвесторов с Востока. Прорабатываем эти вопросы.
- Могут ли восточные инвесторы работать на внутреннем российском рынке облигаций?
- Риски на Россию повысилась. Поэтому возросла стоимость заимствований и доходность облигаций, как государственных, так и облигаций частных компаний. Это плата за риск. Инвесторы, которые видят перспективы в России и эффект от инвестирования в Россию, по-прежнему будут осуществлять свои инвестиции. Конечно, санкционный режим добавляет нам дополнительную доходность, ведь капиталы работают без границ. Если существующий риск оправдан доходностью, которую готов платить заемщик, то капитал все равно придет к нам на рынок.
По итогам 2024 года в доход бюджета Республики Татарстан поступили межбюджетные трансферты из федерального бюджета и федеральных фондов в общей сумме 88,9 млрд рублей, в том числе:
По итогам 2024 года поступления акцизов в консолидированный бюджет Республики Татарстан составили 44,6 млрд. рублей (101,3% от плановых назначений), в том числе:
В 2025 году в рамках постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.05.2020 № 387 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в республике продолжится реализация мероприятий по комплексному развитию сельских территорий.
По итогам 2024 года в консолидированный бюджет Республики Татарстан налог на доходы физических лиц (НДФЛ) мобилизован в сумме 191,5 млрд.рублей, в том числе в бюджет РТ – 133,9 млрд.рублей, в местные бюджеты – 57,6 млрд.рублей.
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER