По итогам 2014 года благодаря оценке регулирующего воздействия в отношении пяти законопроектов Республики Татарстан было принято решение о нецелесообразности их принятия

22 января 2015 г., четверг

На сайте Минэкономразвития России размещена обзорная статья о работе по реализации и развитию процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на федеральном уровне.


Основной задачей при проведении ОРВ является анализ проектов нормативных правовых актов на предмет наличия избыточных, затратных требований для бизнеса.


За 2014 год Департаментом ОРВ Минэкономразвития России было подготовлено 1041 заключение об ОРВ. 354 проекта нормативных-правовых актов по результатам ОРВ были признаны затратными и несоответствующими целям регулирования.


В ходе подготовки заключений нередки были случаи выявления существенных издержек субъектов предпринимательской деятельности в связи с введением нового регулирования, в то время как разработчик указывал об отсутствии каких-либо дополнительных расходов.


Ярким примером является законопроект «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», которым предлагалось установить для всех без исключений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, такие же требования как к профессиональным перевозчикам.


В частности, обязанность наличия в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего аттестацию в установленном порядке, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, может обернуться для порядка 7 миллионов хозяйствующих субъектов, по минимальным оценкам, от 53,6 млрд. руб. до 3,93 трлн. руб. непроизводственных расходов.


После проведения публичных консультаций с представителями бизнес-сообщества законопроект был отклонен.


Практика публичных консультаций стала привычной и востребованной. Именно представляемые в ходе публичных консультаций аргументированные позиции профессионального сообщества в большинстве случаев становятся той основой, на которой выстраивается последующая дискуссия относительно целесообразности введения нового регулирования.


В статье также уделено внимание внедрению практики проведения ОРВ в субъектах Российской Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации ОРВ проводится на систематической основе – в общей сложности уполномоченными органами в сфере ОРВ в 2014 году подготовлено более 3000 заключений об ОРВ. Ведется подготовка к обязательному внедрению ОРВ в административных центрах субъектов с 1 января 2015 года – такая обязанность закреплена законами в 51 субъекте Российской Федерации.


10 декабря 2014 года в соответствии с утвержденной Минэкономразвития России методикой формирования рейтинга качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в субъектах Российской Федерации подготовлен рейтинг качества осуществления ОРВ и экспертизы в субъектах Российской Федерации.


Десятку лидеров по итогам рейтинга составляют: Республика Татарстан, Ульяновская область, Хабаровский край, Краснодарский край, Ростовская область, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Томская область, Магаданская область, Республика Башкортостан.


Наилучшую оценку от бизнеса получили: Республика Татарстан, Ульяновская область, Магаданская область, Белгородская область, Удмуртская Республика, Архангельская область, Калужская область, Челябинская область, Вологодская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.


Полученные результаты, по сути, отражают не только ту работу, которую проделывают органы власти, но и восприятие этой работы бизнесом.


Минэкономразвития Российской Федерации на 2015 год запланирована разработка методики проведения публичных (общественных) обсуждений (консультаций); методики оценки стандартных издержек бизнеса, возникающих в связи с исполнением требований регулирования; методики оценки фактического воздействия нормативных правовых актов.


Особого внимания заслуживает проблема, связанная с ежегодным количественным ростом издаваемых нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом изменения в нормативно-правовую базу, которые вносятся с момента подписания нормативного правового акта без установления достаточного переходного периода, не позволяют представителям предпринимательского сообщества своевременно и в полном объеме ознакомиться со всеми изменениями действующего законодательства, проанализировать и преступить к их реализации (исполнению), вследствие чего представители предпринимательского сообщества несут административную ответственность.


В связи с этим будет целесообразным изменение действующего законодательства посредством закрепления в проектах нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющие ранее предусмотренные законодательством требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также требования в области применения мер ответственности за нарушения законодательства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, фиксированных дат вступления их в силу.
При введении фиксированных дат вступления нормативных правовых актов в силу представители предпринимательского сообщества получат достаточный запас времени для адаптации к постоянно изменяющемуся регулированию, а нововведения в нормативные правовые акты станут более предсказуемыми в части установления требований, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.


Следующий 2015 год в связи со сложившейся экономической ситуацией должен пройти под эгидой упрощения регулирования бизнес-сферы в целях повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации и ее делового имиджа в глазах иностранных инвесторов.


Для справки:
В Республике Татарстан в 2014 году оценке регулирующего воздействия были подвергнуты 17 нормативных правовых актов Республики Татарстан, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность (в том числе 11 законопроектов), и 15 нормативных правовых актов Российской Федерации. В результате проведенной оценки регулирующего воздействия были получены замечания, которые были учтены при дальнейшей доработке проектов нормативных правовых актов. В отношении пяти законопроектов Республики Татарстан было принято решение о нецелесообразности их принятия.
Кроме того, проведена экспертиза Закона Республики Татарстан от 29 сентября 2012 года № 65-ЗРТ «О введении на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения». По результатам экспертизы принято решение о внесении изменений в закон.
В 4-х муниципальных образованиях республики в пилотном режиме внедрена процедура ОРВ. В г. Казань и в Дрожжановском районе приняты нормативные правовые акты регламентирующие порядок проведения процедуры ОРВ.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International