Сегодня во второй половине дня временно исполняющий обязанности Президента Республики Татарстан Рустам Минниханов находился с рабочей поездкой в г. Набережные Челны. Главная цель поездки - участие в годовом общем собрании акционеров ОАО «КАМАЗ».
Мероприятие состоялось на площадке технопарка в сфере высоких технологий «ИТ-парк». Также в собрании приняли участие генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, представители республиканских министерств и ведомств.
В своем выступлении Рустам Минниханов отметил, что прошлый год был напряженным как для республики, так и для «КАМАЗа». Рынок грузовых автомобилей в России упал практически на треть. Но огромные усилия, приложенные Госкорпорацией «Ростех» и Советом директоров предприятия, позволили «КАМАЗу» справиться со сложившейся ситуацией лучше остальных участников рынка: было продано 38,8 тыс. автомобилей, выручка составила 104,4 млрд. руб.
В существующих условиях одна из главнейших задач – развитие экспортного потенциала, считает врио Президента РТ. Необходимо усилить присутствие компании в Северной Африке и, прежде всего, в Египте, в Латинской Америке, в странах СНГ, в т. ч. и по линии оборонных ведомств этих государств.
Безусловно, в текущей непростой ситуации серьезную поддержку предприятию оказывает федеральный центр, подчеркнул Рустам Минниханов. Он сообщил, что Председателем Правительства РФ подписано специальное Постановление о предоставлении госгарантий на сумму 35 млрд руб. на 15 лет.
«Это поможет воплотить в жизнь инвестиционную программу КАМАЗа», - добавил врио Президента РТ.
Он напомнил, что в республике реализуется ряд программ государственной поддержки. Это программа утилизации, программа субсидирования газомоторной техники, а также собственная республиканская программа льготного лизинга газомоторной техники.
В ближайшей перспективе большая часть транспорта республики в общественном секторе, сельском хозяйстве и ЖКХ будет переведена на газовое топливо, заявил Рустам Минниханов. По его словам, «КАМАЗ» также прикладывает значительные усилия для развития этого направления и её продвижения на рынок. В частности, разработаны и серийно производятся различные модели автомобилей и автобусов. В рамках визита Председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера открыто новое производство, подписано соответствующее соглашение с ОАО «Газпром».
«Нужно и далее развивать производство автомобилей и автобусов, работающих на природном газе, обеспечить полную ритмичную загрузку завода «КАМАЗ». Прошу наши отраслевые министерства и предприятия активнее подключиться к этой работе», - сказал врио Президента РТ.
С целью снижения напряженности на татарстанском рынке труда в т.ч. реализуется соответствующая республиканская программа, сообщил врио Президента Татарстана. 89% её средств направлены на поддержание работников автогиганта. По временной занятости создано порядка 9,5 тыс. рабочих мест, на которых трудоустроено более 23 тыс. человек. По опережающему профессиональному обучению и стажировке работников прогнозируется обучить более 6,3 тыс. человек, направить на стажировку 700 человек. «Сохранение профессионального коллектива завода всегда было для нас приоритетом», - подчеркнул Рустам Минниханов.
Поставка продукции Министерству обороны врио Президента РТ назвал одним из центральных направлений деятельности компании. Автомобильная техника на шасси «КАМАЗ» сегодня составляет самую многочисленную группу в автопарке Вооружённых Сил страны, отметил он. «Мы благодарны Министерству обороны за обеспечение ритмичного финансирования гособоронзаказа. Уверен, мы и в дальнейшем будем отстаивать интересы «КАМАЗа» в масштабах страны и продвигать его на мировые рынки», - добавил Рустам Минниханов.
Он обратил внимание акционеров на то, что «КАМАЗ» успешно проводит политику реструктуризации непрофильных активов. Яркий пример – функционирование крупнейшего в Восточной Европе индустриального парка «Мастер» (640 тысяч кв.м.). Здесь сосредоточены производства современных автокомпонентов, а также крупные зарубежные инвестиции в другие отрасли (HAIER).
«Несмотря на тяжелое положение, «КАМАЗ» не сворачивает свои инвестиции в НИОКР. Это дальнейшее развитие проектов: электробус, беспилотный «КАМАЗ». Инвестиции в реинжиниринг автопроизводства не должны останавливаться. Только такой подход позволит «КАМАЗу» укрепить свои лидерские позиции», - подчеркнул врио Президента РТ.
Отдельно Рустам Минниханов отметил достижения команды «КАМАЗ-мастер». За 24 года участия в ралли-марафоне «Дакар» она 13 раз становилась победителем в классе грузовиков. «Ни одна команда за всю историю состязаний не смогла повторить это достижение. Это очень важно для нашей страны и для для нашей республики», - отметил он.
По словам Сергея Когогина, на деятельность «КАМАЗа» в 2014 году оказывали влияние два ключевых фактора. Первый – начало реализации масштабного проекта модернизации производства и, как следствие,выведение на рынок нового модельного ряда. Второй - экономическая ситуация в стране, вызванная как внешними, так и внутренними проблемами.
«Общее снижение экономики страны, прекращение прежних и отсутствие новых крупных инфраструктурных проектов, отсутствие бизнес-уверенности вследствие обострённой геополитической обстановки и введения санкций в отношении России привели к тому, что падение рынка грузовых автомобилей в стране в 2014 году (по данным регистрации) составило 28% по сравнению с 2013 годом», - констатировал генеральный директор ОАО «КАМАЗ».
По его словам, активное противодействие менеджментом компании негативным явлениям в экономике, принятие срочных антикризисных мер, а также участие компании в программах поддержки автопрома, позволили «КАМАЗу» закончить 2014 год лучше остальных участников рынка и снизить продажи только на 16,8%. При этом компании удалось не только сохранить позиции на рынке РФ, но и в борьбе с конкурентами на 6% увеличить долю по сравнению с 2013г., доведя её (по данным регистрации) до 41%, добавил Сергей Когогин.
Он сообщил, что руководство компании продолжило работу по комплексной Программе повышения эффективности бизнеса. В результате её реализации в 2014 году удалось добиться эффекта от снижения расходов на сумму 8,7 млрд. руб., что позволило снизить негативное влияние падения продаж на показатели рентабельности.
«В итоге мы реализовали в России в прошлом году 32,6 тысячи машин, на экспорт ушло более 6 тысяч автомобилей», - отметил гендиректор ОАО «КАМАЗ».
«КАМАЗ» - компания, интегрированная в мировой автопром и в течение всего года мы испытывали серьезное давление на свою деятельность из-за введенных санкций против России, подчеркнул Сергей Когогин. «Несмотря на то, что в отношении «КАМАЗа» не было введено никаких ограничений (в этом тоже есть наша заслуга), мы постоянно находились под угрозой срыва поставок комплектующих и технологий, - заявил он. - Благодаря усилиям менеджмента компании, нам удалось не допустить остановки производства и убедить партнеров в продолжении сотрудничества как в области поставок, так и в программах модернизации «КАМАЗа».
Другим приоритетным направлением деятельности компании в 2014 году были инвестиции в развитие. На НИОКР и модернизацию основных фондов было потрачено более 6 млрд. рублей. Основные инвестиционные затраты были направлены на финансирование проектов по разработке и постановке на производство нового магистрального тягача и других новых моделей автомобилей КАМАЗ, нового семейства кабин, двигателей стандарта «Евро-5» и на другие проекты в рамках стратегии развития ОАО «КАМАЗ».
«Конструкторские и технологические работы по созданию нового поколения автомобилей КАМАЗ продолжаются ускоренными темпами и к 2018 году мы начнём выводить на рынок новую генерацию грузовых автомобилей, конкурентоспособных по всем параметрам. Величина инвестиционной программы от 60 до 80 млрд. рублей и сформирована по модульному принципу – мы можем гибко её трансформировать в зависимости от складывающихся условий», - отметил гендиректор ОАО «КАМАЗ».
Как отметил Сергей Когогин, кризис дал дополнительный импульс в поиске наиболее эффективных решений технического перевооружения «КАМАЗа» и приемлемых схем инвестирования. Несмотря на все сложности, проект реинжиниринга Автопроизводства был продолжен и оптимизирован в соответствии с текущей ситуацией и прогнозами на ближайшее будущее.
Конечная цель проекта – создание компактного, энергоэффективного, гибкого, высокотехнологичного производства – остаётся приоритетной для «КАМАЗа» вне зависимости от складывающихся сейчас обстоятельств, подчеркнул докладчик.