Сергей Сторчак: «Финансовая грамотность касается каждого»

27 октября 2015 г., вторник

Что такое финансовая грамотность? Охарактеризуйте уровень образованности россиян в данной сфере?

Финансовая грамотность – это совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку рационально управлять денежными средствами, находящимися в его распоряжении.

Сразу отмечу, это не только знание специальных терминов, понятий и практик. Скорее, это умение использовать их в реальной жизни. Прежде всего, это способность тщательно и разумно планировать личный бюджет, вести учет доходов и расходов, формировать резерв. Если вы активный пользователь финансовых услуг, то необходимо соотносить потенциальные риски и выгоду при обращении с различными финансовыми продуктами. И, конечно же, знать, как действовать в случае нарушения прав потребителя финансовых услуг.

К сожалению, нужно признать, что уровень финансовой грамотности россиян пока недостаточно высок. Так, базовый тест по финансовой арифметике смогла пройти лишь треть взрослого населения страны.

По данным социологических исследований, более 60% граждан считают финансовые услуги сложными и непонятными. Менее 10% граждан задумываются о своих финансовых планах на срок от одного года. Каждый десятый россиянин подписывает договор с финансовыми организациями, не читая его. Но при этом более 60% населения не готовы нести ответственность за собственные финансовые решения.

Что финансовая грамотность дает каждому из нас?

Прежде всего – уверенность в себе. Финансово грамотный человек уверен, что даже в непредвиденной жизненной ситуации он не останется без средств к существованию: у него есть резерв, финансовая «подушка безопасности». Он хладнокровно реагирует на панические настроения, периодически охватывающие население, потому что имеет сбалансированную структуру своих активов. Он знает, куда обращаться за защитой своих прав потребителя финансовых услуг.

На бытовом уровне это заключается, например, в тщательном планировании расходов и доходов. Финансово грамотный человек рационально подходит к покупкам: ищет самые выгодные предложения, не поддается манипулированию со стороны поставщиков потребительских товаров и финансовых услуг. Пользуется всеми доступными возможностями и удобствами платежных систем.

Чем опасно отсутствие знаний в области финансовой грамотности?

Главная опасность – столкнуться с недобросовестными финансовыми организациями. Ведь они существуют и ведут свою деятельность, используя пробелы в финансовых знаниях, которыми мы с вами в той или иной степени обладаем.

Например, многие люди в поисках денег обращаются в неизвестные организации, которые без лишних вопросов и документов выдают финансы. А потом оказывается, что договор граждане изучили недостаточно внимательно. И «согласились» платить сотни процентов годовых по своему займу!

Противоположный пример. В поисках выгодных предложений по вкладам люди могут натолкнуться на так называемые «финансовые пирамиды». Такие лжепредприниматели предлагают невиданную доходность по вкладам, в разы превышающую среднюю на рынке. Разумеется, эти вклады не застрахованы Агентством страхования вкладов – государственной системой страхования. Финансово грамотный человек неминуемо засомневается: он знает, что деньги из воздуха не берутся. Не обладающие же достаточными знаниями люди попросту потеряют свои денежные средства, которые испарятся вместе с мошенниками.

Есть и другой аспект. Зачастую люди с низким уровнем знаний, ставя себе финансовые цели, платят за их реализацию в несколько раз больше, чем финансово грамотные граждане. Например, берут кредиты, не контролируя объем ежемесячного платежа. И в итоге попадают в долговую ловушку, потому что вынуждены для выплат по первоначальному кредиту брать следующий. Либо же хранят деньги в наличной валюте, теряя на инфляции. Или же будучи неподготовленными, бросаются играть на валютном и фондовом рынке и теряют все.

Также нельзя забывать, что чем выше будет уровень финансовой грамотности, тем более цивилизованным будет рынок финансовых услуг. А это значит – меньше недобросовестных организаций, меньше ущерб населению от мошенников, большее разнообразие и качество финансовых продуктов.

Зачем проводится Всероссийская неделя сбережений?

Всероссийская неделя сбережений – крупнейшее событие, направленное на финансовое просвещение широких слоев общества, прежде всего, в области рационального ведения бюджета, сбережений и других базовых навыков финансово грамотного человека. Среди главных задач Недели – привлечь внимание граждан к важности повышения уровня финансовой грамотности и предоставить возможность получения знаний и навыков в этой сфере.

В этом году в рамках Недели для россиян подготовлено более 500 очных и онлайн образовательных мероприятий. Это лекции, мастер-классы, семинары, фестивали, консультации специалистов. Разработаны и будут использоваться разнообразные интерактивные инструменты: тематические онлайн-калькуляторы, образовательные модули для самостоятельного обучения различным аспектам финансовой науки.

Открывает Неделю Всероссийский экзамен по финансовой грамотности. В нем примут участие представители профессионального и академического сообществ, журналисты, блогеры, известные деятели культуры и искусства, спортсмены и обычные граждане.

Такие события, как Неделя сбережений, во-первых, информируют население о том значении, которое придает государство уровню финансовой подготовки своих граждан. А во-вторых, предоставляют возможности для того, чтобы повысить собственный уровень финансовой грамотности или, как минимум, определить пути и способы, как это сделать.

Ответы на какие вопросы могут получить граждане, приняв участие в Неделе сбережений?

Пожалуй, я перечислю некоторые наиболее актуальные вопросы:
Как ставить себе финансовые цели и достичь их?
Как рационально управлять кредитной, точнее, долговой нагрузкой?
Как надежно защитить себя от финансовых рисков?
Как делать сбережения даже при невысоком уровне дохода?
Как уберечь деньги от инфляции?
Как распознать признаки недобросовестных финансовых организаций?
Как лучше всего распоряжаться денежными средствами в сложное для экономики время?

Кто участвует в организации проведения образовательных мероприятий Недели сбережений? Почему люди должны доверять этим мероприятиям?

Неделю сбережений проводит Минфин России. Все образовательные материалы прошли нашу экспертизу и получили одобрение, они носят исключительно образовательный характер. Совместно с Роспотребнадзором будут проведены консультации по защите прав потребителей финансовых услуг.

У Всероссийской недели сбережений в этом году 16 ключевых партнеров. Это и банки, и страховые компании, крупнейшие образовательные организации, исследовательские институты. Кроме того, Неделю поддержали 42 региона страны, администрации которых непосредственно участвуют и оказывают содействие в проведении образовательных мероприятий.

Что касается коммерческих организаций, то главное условие их участия в событии – отсутствие рекламы своих услуг, никакой коммерческой составляющей. Все партнеры Недели сбережений подписали соответствующее соглашение.

Консультировать граждан в рамках мастер-классов, лекций и семинаров будут профессиональные тьюторы.

Кто такие тьюторы? Чем они будут полезны россиянам?

Это эксперты-преподаватели, специалисты финансовых организаций, прошедшие обучение по профильной программе повышения квалификации и подтвердившие свои знания. В работе они используют только методические и учебные материалы, успешно прошедшие предварительное тестирование и одобренные Минфином России.

Всего в рамках профильной программы обучения подготовлено 875 экспертов-преподавателей.

Тьюторы смогут ответить на самые волнующие россиян вопросы по управлению личными финансами. Они дадут совет, помогут разобраться в непростой для человека ситуации, связанной с пользованием финансовыми услугами. Определят уровень знаний человека, подскажут, какие образовательные материалы ему стоит изучить. Помогут избежать потенциальных конфликтных ситуаций в общении с финансовыми организациями, которые могут возникнуть даже из-за недопонимания.

Какие существуют возможности по повышению личной финансовой грамотности, помимо образовательных мероприятий Недели сбережений?

В течение всего года в регионах-участниках Проекта проводятся семинары и мастер-классы для разных возрастных групп: для детей, молодежи, взрослого населения, людей старшего возраста.

Издаются и распространяются образовательные и справочные пособия, содержащие полезную информацию по пользованию финансовыми услугами.

Для школьников проводятся тематические уроки, мини-олимпиады, интерактивные игры-квесты. С этого учебного года в пяти регионах проходит апробация школьных курсов по финансовой грамотности. Образовательные программы интегрируются и в программы вузов.

Что должны знать люди, если они сталкиваются с нарушением прав потребителей финансовых услуг?

Прежде всего, что их права есть кому защитить. Ведь главная проблема в том, что люди не знают, куда обращаться за помощью! А ведь существуют и государственные, и общественные организации, защищающие права потребителей финансовых услуг. Во-первых, это Роспотребнадзор – главная государственная служба в данной сфере. В Центробанке также функционирует Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Кроме того, деятельность в этой области осуществляет ряд общественных организаций, как, например, Финпотребсоюз (Союз защиты прав потребителей финансовых услуг), Общество защиты прав потребителей, а также Конфедерация обществ потребителей (КонфОП).

Второе – не нужно сдаваться раньше времени. Многие люди считают, что у них нет шансов противостоять опытным юристам из банков, страховых компаний или других организаций. Шансы есть, и немалые! Главное – знать, куда обратиться.



Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: http://www.minfin.ru/ru/##ixzz3pm7KpztE
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International