Государственный Совет РТ третьего созыва провел свое тридцать восьмое заседание. На рассмотрение законодателей Президиум внес 24 вопроса.
Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин представил проект закона "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для субъектов инвестиционной деятельности, созданных на территории Республики Татарстан с целью реализации инвестиционных проектов". В соответствии с нормами Главы 25 федерального Налогового кодекса законодательным органам российских субъектов предоставлены полномочия понижать налоговую ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов, для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента. Разработка данного законопроекта, по словам министра, обусловлено реализацией положений республиканского Закона «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» в части предоставления льготного налогообложения субъектам инвестиционной деятельности. Ранее реализация данной льготы субъектам инвестиционной деятельности осуществлялась на основании закона о бюджете на соответствующий финансовый год, что не согласовывалось с нормой налогового законодательства: статьей 56 Налогового кодекса РФ льготы могут быть предусмотрены только законодательством о налогах.
Министр также напомнил, что субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Татарстана, государственная поддержка оказывается в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет, а в отрасли машиностроения – до тринадцати лет.
Парламентарии приняли проект закона в первом чтении.
На обсуждение депутатов был внесен проект закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Республики Татарстан "О транспортном налоге". Напомним, законопроект, предусматривающий увеличение ставок транспортного налога, вносился Правительством РТ два раза, но в обоих случаях был отклонен депутатами.
Как отметил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин, действующие в настоящее время в республике ставки транспортного налога установлены в трехкратном размере от ставок, установленных федеральным Налоговым кодексом, за исключением ставки налога по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 100 л.с., зарегистрированным на физических лиц, для которых действует пониженная ставка налога - 7,5 руб. за 1 л.с. (в 2 раза меньше, чем с юридических лиц) и ставок налога по мототранспорту с мощностью двигателя свыше 20 до 38 л.с. (в 1,5 раза выше ставки, установленной НК РФ) и свыше 38 л.с. (в 5 раз выше ставки, установленной НК РФ).
«В условиях поддержания сбалансированности бюджетной системы с учетом принимаемых на трехлетний период расходных обязательств возникает необходимость оптимизации налоговых ставок, - заявил Радик Гайзатуллин. - У нас ставки по транспортному налогу не индексировались с 2004 года, в то время как в большинстве российских субъектов в 2006-2008 годах ставки указанного налога были увеличены до четырехкратного и пятикратного размера от ставок, установленных Налоговым кодексом РФ. Законопроектом предусматривается увеличение ставок транспортного налога на 33% по всем категориям транспортных. Ставки налога по мототранспорту предусматривается оставить без изменения».
Выступая с содокладом, глава Комитета по бюджету, налогам и финансам Илсур Сафиуллин отметил, что транспортный налог напрямую связан с правом неограниченного доступа автотранспортных средств к дорожной сети общего пользования, объемом транспортной работы и пробегом автотранспорта, отрицательным воздействием на состояние и сохранность автомобильных дорог. «С увеличением интенсивности дорожного движения и ростом количества автотранспорта, ежегодно требуется значительные средства на финансирование работ, связанных с восстановлением и сохранением дорожной сети, - сказал он. - Существующие финансовые источники явно недостаточны для поддержания в удовлетворительном состоянии и воспроизводства объектов транспортной инфраструктуры республики «.
Он также напомнил, что законом предусмотрен значительный перечень категорий льготников – владельцев транспортных средств, к примеру, освобождаются от налогообложения транспортные средства, зарегистрированные на категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, а также приравненные к ним категории граждан; Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, и граждан, награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней; участников и инвалидов ВОВ, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 110 лошадиных сил (до 80,91 кВт); инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) и др.
«Мы постоянно слышим нарекания со стороны населения. Количество автомобилей растет, а существующие дороги не соответствуют предъявляемым сегодняшним требованиям, - считает Илсур Сафиуллин. - В Республике Татарстан 2008 год объявлен годом строительства дорог и из бюджета Республики Татарстан на это запланировано 8 млрд. 676 млн.рублей. Также доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденного объема доходов будут направлены на финансирование дорожного строительства, включая дорожно-строительные работы на селе и строительство подъездных дорог к животноводческим комплексам, до 2 млрд. рублей. Мы не можем только из бюджета направлять средства на дороги, когда достаточно в республике нерешенных проблем в социальной сфере. В связи с этим владельцы автомобилей должны внести больший вклад в строительство дорог. В итоге это обернется для всех владельцев автомобилей экономией запчастей, топлива, времени, а многим спасет жизнь».
Депутаты приняли проект закона в первом чтении.
Еще один налоговый законопроект, внесенный Правительством РТ - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан о налоге на имущество организаций". Им предлагается установить льготную налоговую ставку в размере 50% от общей ставки налога, то есть 1,1 процента - производителям грузовых автотранспортных средств и лизингодателям автотранспортной техники.
В то же время предлагается отменить льготы в отношении имущества бюджетных организаций и автономных учреждений; объектов социально-культурной сферы; автомобильных дорог общего пользования. Расходы на уплату налога будут предусмотрены Министерством финансов РТ в смете данных учреждений при планировании бюджета на 2009-2011 годы.
Одновременно хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность в социально-культурной сфере и не финансируемым из бюджета, предлагается установить ставку в размере 0,1%. Данная мера государственной поддержки сохранит благоприятный инвестиционный климат в области строительства и содержания объектов культурно – спортивного значения, позволит уточнить учет пользующихся льготой объектов, считают разработчики законопроекта.
Этим же законопроектом продлевается срок действия пониженной ставки налога субъектам инвестиционной деятельности, производящим легковые автомобили, производителям синтетических моторных масел, технопаркам и научно-исследовательским учреждениям в целях создания инвестиционной привлекательности в развитии высокотехнологичных продуктов.
Первое чтение прошел проект закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Республики Татарстан», предусматривающий внесение изменений в приложения 9.2 и 9.3 к действующему Бюджетному кодексу РТ.
Внесение изменений в приложение «Методика расчета субвенций из регионального фонда компенсаций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях» производится в связи с переходом с 1 января 2008 года на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений Республики Татарстан.
Изменения в приложение «Методика распределения субвенций из регионального фонда компенсаций бюджетам муниципальных образований на реализацию Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» вносятся на основании постановления Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».