Новации бюджетного законодательства и их влияние на бюджетный процесс

3 апреля 2013 г., среда
В прошедшем семинаре-совещании 29-30 марта в Казани на тему «Новации бюджетного законодательства и их влияние на бюджетный процесс» принимали участие заместитель министра финансов РФ Л.В. Горнин, заместитель министра финансов РФ А.М. Лавров, директор Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина РФ В.А. Зеленский, директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ С.В. Романов, руководители финансовых органов ряда субъектов РФ, ответственные работники Аппрата Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, министерств и ведомств республики, представители финансовых, казначейских и налоговых органов.  
В первый день семинара-совещания выступили заместитель министра финансов РФ Л.В. Горнин, директор Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина РФ В.А. Зеленский, директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ С.В. Романов, министр финансов Республики Татарстан Р.Р. Гайзатуллин, министр финансов Нижегородской области О.Ю. Сулима.
В своем выступлении Л.В.Горнин отметил, что 18 марта текущего года распоряжением Правительства Российской Федерации № 376-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации».
Целью данной Программы является обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств субъектов РФ и повышения качества управления государственными финансами субъектов РФ и муниципальными финансами.
С учетом предусмотренных Программой мероприятий, по словам Л.В.Горнина, основными направлениями развития межбюджетных отношений с регионами на федеральном уровне являются следующие:
- обеспечение устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе путем индексации федеральных дотаций;
- обеспечение стабильности методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и оценка необходимости ее корректировки в случае изменения федерального законодательства;
- оптимизация порядка софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в рамках межбюджетных субсидий;
- консолидация субсидий в рамках соответствующих государственных программ, а также формирование «единой субвенции»;
- переход к распределению межбюджетных трансфертов преимущественно федеральным законом о федеральном бюджете;
- уточнение условий предоставления межбюджетных трансфертов (расчет уровня дотационности только исходя из доли дотаций);
- развитие стимулирующих механизмов межбюджетных отношений, в том числе совершенствование механизма мониторинга качества управления региональными финансами.
Среди ожидаемых результатов реализации Программы Л.В.Горнин отметил такие, как:
- увеличение доли дотаций в общем объеме федеральных трансфертов с 37% в 2013 году до 42% в 2020 году;
- сокращение количества федеральных субсидий с 93 в 2013 году до 42 к 2020 году;
- увеличение доли расходов по консолидированным бюджетам субъектов РФ в целом, формируемых в рамках целевых программ, с 45% в 2013 году до 75% к 2020 году
и другие.
Общий объем федеральных средств на реализацию Программы в 2013-2020 годах, то есть на предоставление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, составляет 5 596,9 млрд. рублей.
Кроме того, в своем выступлении Л.В.Горнин осветил планируемые изменения в части предоставления регионам межбюджетных трансфертов стимулирующего характера.
 Директор Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина РФ В.А. Зеленский в своем выступлении осветил вопросы, связанные с реализацией принятых в мае 2012 года Указов Президента РФ по развитию социальной сферы.  
В выступлении были озвучены основные подходы Министерства финансов РФ по вопросам повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012г. №597.
Отдельно он остановился на проводимых в рамках данного Указа мероприятий: алгоритме подготовки «эффективного контракта» и согласовании «дорожных карт» с федеральными отраслевыми министерствами.
Так, им были озвучены принципы, учитываемые Минфином РФ при оценке расходов для перехода на «эффективный контракт», возможные направления по оптимизации затрат при переходе на него.
Директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ С.В. Романов в своем выступлении остановился на основных направлениях развития в сфере бюджетного учета, отчетности и бюджетной классификации.
Так, им были затронуты предлагаемые в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменения, касающиеся утверждения групп и подгрупп видов расходов, которые станут для всех едиными с 2015 года.
При этом, в переходный к 2015 году период для формирования проектов бюджетов на 2014-2016 годы для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации будут едиными группы, подгруппы и элементы видов расходов, которые будут утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации.
Было отмечено, что в связи с введением единых видов расходов дальнейшее реформирование бюджетной классификации затронет классификацию операций сектора государственного управления (КОСГУ).
КОСГУ будет выведена из состава бюджетной классификации и станет отдельной классификацией, привязанной к международной стандартам статистики государственных финансов. В связи с чем она будет использоваться для формирования статистической отчетности.
Указанные изменения планируется рассмотреть на весенней сессии Государственной Думы РФ.
Министр финансов Республики Татарстан Р.Р.Гайзатуллин в своем выступлении осветил основные вопросы, связанные с реализацией принимаемых на федеральном уровне решений по отдельным направлениям бюджетной и налоговой политики. В рамках выступления им затронуты вопросы, связанные с повышением оплаты труда работникам бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012г. №597, принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», изменениями в Федеральный закон   «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», изменениями в налоговое законодательство и другие законодательные акты РФ, касающиеся расходных полномочий субъектов РФ.
В выступлении сформированы предложения, касающиеся взаимодействия с Российской Федерацией. На поставленные министром финансов Республики Татарстан вопросы даны разъяснения представителями Минфина РФ.
Также с докладом о сбалансированности бюджетов субъектов РФ на примере Нижегородской области выступила министр финансов области О.Ю. Сулима.
Во второй день семинара-совщания выступил заместитель министра финансов РФ А.М. Лавров по вопросам итогов, проблем и перспектив бюджетных реформ в России.
Им дана характеристика основным изменениям законопроектов, рассматриваемых Государственной Думой в начале 2013 года (о совершенствовании бюджетного процесса, о государственном и муниципальном финансовом контроле, об изменениях в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации»), также им были представлены основные положения перехода на «программный бюджет».
По завершении семинара-совещания состоялся круглый стол, на котором были обсуждены с представителями Министерства финансов РФ наиболее актуальные вопросы.
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International