Динамика поступления ненефтегазовых доходов и финансирования расходов свидетельствуют о постепенной нормализации исполнения федерального бюджета в течение первого квартала текущего года и в целом соответствует параметрам закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022).
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-марте 2023 года составил 5 677 млрд рублей, что на 21% ниже объема поступления доходов в первом квартале 2022 года, что связано с сокращением нефтегазовых доходов. При этом в целом по бюджетной системе наблюдается положительная динамика поступления доходов в годовом сопоставлении:
Ненефтегазовые доходы составили 4 042 млрд рублей и снизились на 4% г/г преимущественно вследствие единовременного возмещения в январе 2023 г. переплат налога на прибыль за предшествующие периоды.
Нефтегазовые доходы составили 1 635 млрд рублей и снизились на 45% г/г, что связано в первую очередь со снижением котировок цен на нефть марки Юралс и сокращением объемов экспорта природного газа.
По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета в первом квартале 2023 года составил 8 077 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 34% г/г. Месячная динамика исполнения расходов федерального бюджета замедлилась в марте (+4,2% г/г) после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов.
В целом в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их формирования в течение года (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).
Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году
– в том числе при необходимости их направления на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.
Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.