В июле 2023 года исполняется 25 лет со дня принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ).
Министр финансов Республики Татарстан Радик Гайзатуллин в специальном выпуске журнала «Бюджет» поделился воспоминаниями о различных этапах развития Бюджетного кодекса Российской Федерации, о его значении и современном состоянии.
С момента принятия Бюджетного кодекса РФ прошло четверть века. Большую их часть — 20 лет — я занимал пост министра финансов Республики Татарстан и стал свидетелем принятия множества федеральных законов и их изменений. В процессе перестройки системы все бюджетные учреждения, регионы, финансовые органы всех уровней исполнительной власти внедрили в свою работу новые подходы к формированию и исполнению бюджетов.
Правовое регулирование бюджетной системы затронуло и местное самоуправление: вновь образованные органы наделялись практически неограниченными полномочиями, самостоятельностью, правом независимых действий в процессе формирования и исполнения собственных бюджетов. Данная реформа в том числе была нацелена на повышение производительности труда и создание новых производств, развитие малого предпринимательства.
Как положительный фактор хочу отметить гибкий подход и своевременное регулирование законодательства федеральными органами. В зависимости от экономической, политической обстановки, интересов страны и ее субъектов вносились своевременные поправки. Они носили объективный характер и помогали нам ежегодно балансировать бюджетную систему республики. Не менее важно и то, что они позволили сделать систему бюджетных взаимоотношений федерального центра и субъектов РФ прозрачной, понятной и легко читаемой. Когда страна столкнулась с широким распространением COVID-19, замедлением экономической активности и последовавшим за этим ухудшением показателей исполнения бюджетов на всех уровнях, законодательно были введены нормы временного характера. Они позволили с 2021 года превышать ограничения по размеру дефицита бюджетов регионов России, а также местных бюджетов на сумму бюджетных ассигнований, направленных на профилактику и устранение последствий распространения коронавирусной инфекции. На эти же суммы было разрешено превышать установленные ограничения по объему госдолга регионов и муниципального долга. В дальнейшем действие отмеченных временных положений было продлено также на 2022 год, а в конце 2022 года под аналогичные исключения попали средства, направляемые на мероприятия по проведению мобилизации.
В 2023 году, с введением в бюджетное законодательство новых видов кредитов, стало допустимо превышать установленные постоянные ограничения, касающиеся дефицитов региональных и местных бюджетов, объемов государственного (муниципального) долга и заимствований на сумму специальных казначейских кредитов на срок до 15 лет и бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансирования ряда приоритетных обязательств субъектов РФ. Также стоит упомянуть временное разрешение субъектам РФ перераспределять через изменение только сводной бюджетной росписи, без изменения закона о бюджете — то есть более оперативно, — средства на мероприятия, связанные с ухудшением геополитической и экономической ситуации, на развитие отраслей экономики и на иные цели, определяемые высшим исполнительным органом субъекта.
На мой взгляд, крайне важно сохранить практику диалога между федеральным центром и регионами. Ведь нас объединяет общая цель — сохранение стабильности бюджетной системы.