9 октября 2023 года Раис Татарстана внес бюджетное послание в Государственный Совет. Бюджет республики в первом чтении будет рассмотрен 2 ноября.
О текущем исполнении консолидированного бюджета Республики Татарстан, социальном значении бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов мы поговорили с министром финансов Республики Татарстан Радиком Гайзатуллиным.
– Радик Рауфович, 23 октября были подведены итоги исполнения бюджета за 9 месяцев 2023 года. Пользуясь случаем, прежде чем перейти к вопросам о проекте бюджета на предстоящую трехлетку, хотели бы начать с вопроса о текущем исполнении бюджета. Позволяют ли доходы выполнять все социальные обязательства перед татарстанцами?
– Действительно, на днях на республиканском совещании в Кабинете Министров были рассмотрены итоги исполнения консолидированного бюджета республики за 9 месяцев 2023 года, а также определены задачи на оставшиеся месяцы этого года.
Минфин – ведомство, занимающееся вопросами различных сфер финансовой жизни республики, поэтому ответ на ваш вопрос начну с цифр. За 9 месяцев 2023 года в доходную часть консолидированного бюджета поступило налоговых и неналоговых доходов на сумму 331,2 млрд рублей, в том числе в бюджет республики – 283,7 млрд рублей, в местные бюджеты – 47,5 млрд рублей.
Отмечу, что динамика выполнения доходной части всех видов бюджетов положительная. Годовые показатели консолидированного бюджета и бюджета республики исполнены на 79 процентов, местных бюджетов – на 78.
В структуре доходов республиканского бюджета основную долю традиционно занимают налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц. В частности, поступление налога на прибыль за 9 месяцев составило 133,2 млрд рублей, НДФЛ поступил в консолидированный бюджет республики в сумме 93,1 млрд рублей.
Что касается второй части вашего вопроса о выполнении социальных обязательств, скажу, что данная задача является приоритетом Правительства республики, включая Минфин. Я озвучивал это в своем выступлении на республиканском совещании и повторю еще раз. Расходы консолидированного бюджета за 9 месяцев текущего года составили 353 млрд рублей.
Таким образом, остатки бюджетных средств на начало года и поступившие за 9 месяцев доходы позволили полностью и своевременно выплатить заработную плату с начислениями работникам бюджетной сферы, профинансировать в достаточном объеме запланированные расходы бюджетов всех уровней.
Также важно отдельно упомянуть, что одним из основных вопросов исполнения бюджета по расходам является реализация майских указов по заработной плате. В соответствии с данными указами в 2023 году проводится работа по соблюдению параметров заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы исходя из достигнутой средней заработной платы в республике.
– Какой важный аспект в период формирования бюджета республики вы бы отметили сейчас, когда он уже обсужден на заседаниях комитетов Государственного Совета, парламентских слушаниях и совещании со всеми районами и городами республики, и совсем скоро в рамках заседания парламента проект закона о бюджете на 2024–2026 годы будет рассмотрен Государственным Советом РТ в первом чтении?
– С учетом проделанной работы на память приходит момент, когда до начала обсуждения проекта бюджета на уровне Правительства и депутатского корпуса Министерством финансов была проведена большая работа по оптимизации и повышению эффективности расходов бюджета, актуализации нормативных актов, направленных на установление ставок и льгот по отдельным налогам для выполнения задач по привлечению инвестиций в экономику республики и задач по поддержке малого и среднего бизнеса.
Кроме того, полностью актуализированы нормативы финансового обеспечения всех отраслей социальнокультурной сферы на 2024 год. До конца года перед нами была поставлена задача принять 40 постановлений Правительства и 2 закона республики. Результат есть. На сегодняшний день нормативные акты в основном утверждены, график выполняется.
– Радик Рауфович, на парламентских слушаниях заместитель Премьер-министра – руководитель Аппарата Кабинета Министров РТ Шамиль Гафаров отметил, что бюджет республики на 2024 год носит социальный характер. В чем же заключается социальное значение бюджета?
– В расходах. Исходя из этого, отмечу отдельные тенденции, характеризующие расходы бюджетов. В первую очередь это рост в течение трех лет первоочередных и социально значимых расходов – до 84 процентов в структуре бюджета.
Одновременно параметры расходов на социальную сферу свидетельствуют о динамике ежегодного роста данной расходной позиции в среднем на 8 процентов. И это только по текущим расходам.
К примеру, в социально-культурной сфере наиболее значительная по объему расходов отрасль «Образование». В 2024 году объем расходов консолидированного бюджета достигнет 138,8 млрд рублей. В 2026 году прогнозируется рост до 168,8 млрд рублей.
В этих расходах дополнительно учтены рост контингента учащихся, содержание воспитанников кадетских интернатов, проведение итоговой аттестации. В отрасли «Образование» финансируется ряд социальных республиканских целевых программ. Среди них – сохранение и развитие языков в Республике Татарстан, организация отдыха детей и молодежи, капитальный ремонт учреждений образования, создание ресурсных центров, приобретение учебников.
Возьмем также отрасль «Социальная политика». Общая сумма расходов по консолидированному бюджету здесь прогнозируется в размере 60,3 млрд рублей. В данных объемах предусмотрены индексированные в соответствии с инфляцией все социальные пособия, выплачиваемые в текущем году.
Расходы консолидированного бюджета на оплату труда с начала реализации майских указов Президента России также ежегодно растут. Причем их динамика опережает рост других расходов бюджета. Если в 2024 году удельный вес заработной платы работников бюджетной сферы в общих расходах определяется в 41,4 процента, то в 2026 году он составит чуть более половины всех расходов.
Также в бюджете предусматриваются средства на формирование резервных фондов, ассигнования на капитальные вложения, реализацию национальных и региональных проектов, уплату налога на имущество и земельного налога бюджетными учреждениями, повышение заработной платы, финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет.
Предлагается продолжить выделение межбюджетных трансфертов на решение вопросов местного значения, осуществляемое частично с привлечением средств самообложения граждан, на оказание помощи садоводческим товариществам. Предлагаемая структура расходов консолидированного бюджета обеспечивает финансирование всех расходных полномочий республиканских и местных органов власти.
Завершая свой ответ на данный вопрос, хотел бы отметить, что перед нами стоят сложные, ответственные задачи по исполнению бюджета в 2024–2026 годах. Считаю, что при должном усердии и слаженной деятельности наших министерств и муниципалитетов, стабильной работе предприятий и наших граждан (юридических и физических лиц) поставленные задачи будут выполнены.
– Радик Рауфович, из недавних новостей мы узнали, что Правительство России утвердило распоряжение о списании задолженности по бюджетным кредитам для 12 регионов, включая Татарстан. Какую сумму спишут у республики? Какова на сегодняшний день общая сумма задолженности Республики Татарстан по бюджетным кредитам?
– Да, действительно, такой факт имеет место. Если говорить совсем коротко, то в соответствии с распоряжением под номером 2933р Правительства Российской Федерации от 21 октября 2023 года предусмотрено списание задолженности Республики Татарстан в объеме 7 млрд 882 млн рублей. Это мероприятие удалось осуществить благодаря активной работе Правительства по расширению налогооблагаемой базы в рамках реализации новых инвестиционных проектов в нашей республике.
На настоящий момент задолженность Республики Татарстан по федеральным бюджетным кредитам составляет 111,0 млрд рублей. Она реструктурирована на долгосрочной основе.
– На ваш взгляд, Радик Рауфович, исходя из сегодняшней сложной экономической ситуации, будут ли выполнены параметры бюджета в следующем году?
– Согласен, бюджет сформирован в непростых условиях. На его исполнение, конечно, отрицательно повлияют разрыв межхозяйственных связей, нарушение логистики, введение против нашей страны международных санкций и другие негативные факторы. Вместе с тем в проекте бюджета заложены объективные параметры. Если в течение года не произойдет резких колебаний в экономике и наши компании продолжат свою стабильную работу, соответственно, и бюджет будет выполнен.