Интервью министра финансов Республики Татарстан Радика Гайзатуллина об основных параметрах проекта главного финансового документа в газете "Республика Татарстан".
На днях в Государственный Совет республики внесен проект бюджета на 2014–2016 годы. С просьбой рассказать о содержании этого документа и его особенностях мы обратились к его непосредственному разработчику, министру финансов Радику Гайзатуллину.
– Радик Рауфович, нынче бюджет республики внесен в Госсовет практически одновременно с поступлением в Государственную Думу проекта федерального бюджета. Удалось ли учесть федеральные установки, касающиеся бюджета республики на 2014 год?
– Процедура составления и формирования бюджета занимает длительный период. Работу над нынешним документом мы начали в марте. Тогда же было начато составление и федерального бюджета. Поскольку оба рассчитаны на одинаковый трехлетний период, с временными параметрами у нас проблем не было. Последний вариант проекта федерального бюджета мы получили во второй половине сентября и оперативно внесли необходимые дополнения в наш бюджет.
Начиная с марта пройден длительный путь. Чтобы сформировать доходную и расходную части бюджета республики, потребовался многогранный мониторинг деятельности наших хозяйствующих субъектов – налогоплательщиков. Полностью изучены потребности бюджетных учреждений социально-культурной сферы, определены взаимоотношения бюджета республики с более чем 900 бюджетами муниципальных образований. Разумеется, учтены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ, бюджетные кодексы Российской Федерации и Республики Татарстан. До внесения проекта бюджета в Государственный Совет утверждены все необходимые нормативные акты по республиканским налогам.
Ставя перед собой задачу – внести бюджет в конце сентября текущего года – мы преследовали вполне определенную цель. То, что этот документ будет рассмотрен и утвержден к декабрю 2013 года, позволит своевременно провести необходимые процедуры для начала освоения бюджетных средств без задержек, начиная с января 2014 года, и на основе этого непосредственно приступить к выполнению задач, поставленных Президентом республики в послании Государственному Совету.
– Следуя структуре бюджета, начнем с его доходной части. На что будет направлена налоговая политика республики в будущем году?
– В первую очередь отмечу, что при формировании доходной части в проекте бюджета учтены задачи, поставленные Президентом Татарстана по стимулированию инвестиционных и инновационных направлений социально-экономического развития республики. Для субъектов инвестиционной деятельности и организаций, работающих в сфере обрабатывающих производств, научных исследований, опытно-конструкторских разработок, продолжит действовать пониженная ставка по налогу на прибыль.
Для повышения инвестиционной привлекательности особой экономической зоны «Алабуга», в отличие от аналогичных зон в других субъектах России, в Татарстане установлено полное освобождение от налога на прибыль в течение пяти лет, начиная с периода, в котором произошло возникновение прибыли, с дальнейшим поэтапным увеличением налоговой нагрузки на резидентов особых экономических зон.
По налогу на имущество организаций также продолжится государственная поддержка одобренных инвестиционных проектов.
В соответствии с законодательством республики по налогу на имущество организаций действует освобождение от налогообложения до 2015 года имущества садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, до 1 января 2016 года – имущества аэродромной инфраструктуры аэропортов и объектов, используемых для разработки месторождений сверхвязкой нефти.
По ряду перспективных направлений до 2015 года сохраняется пониженная ставка налога на имущество для организаций. И самое главное в налоговой политике на 2014–2016 годы – через налоговые механизмы должна быть максимально усилена поддержка и стимулирование малого и среднего предпринимательства в реальном секторе. Эту задачу ставит перед нами Президент, и мы с ней, безусловно, справимся, наметив наиболее оптимальные пути решения.
– Говоря о доходной части бюджета, нельзя обойти вниманием ее параметры, а также особенности формирования на будущие годы…
– Прогнозируемая на ближайшие годы нестабильная макроэкономическая ситуация в мире вынуждает придать доходной части бюджета консервативный характер. В связи с этим объемы будущих доходов прогнозируются с достаточно умеренным ростом.
Как и в прежние годы, наиболее объемными доходными источниками бюджета станут налоги на прибыль, доходы физических лиц и имущество – они составят более 80 процентов от общей суммы доходов. Одним из основных источников остается налог на прибыль организаций, его удельный вес 36 процентов. Сумма поступлений налога на прибыль в 2014–2016 годах прогнозируется в размере 45 млрд рублей ежегодно.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет прогнозируется от 54 млрд рублей в 2014 году до 68 млрд рублей в 2016-м. В бюджете республики динамика следующая – 38 млрд рублей в 2014 году и 48 млрд рублей в 2016 году. Остальная часть налога поступает в местные бюджеты.
Третий по объему – налог на имущество организаций. Он достаточно стабилен, поэтому прогнозируется ежегодно в сумме 18,5 млрд рублей. Прогноз поступления в бюджет общей суммы акцизов на 2014 год составляет 14,6 млрд рублей, к 2016 году их объем вырастет до 16,4 млрд рублей. Акцизами облагаются нефтепродукты, алкогольная продукция и пиво. Кроме того, в бюджет зачисляются транспортный налог, налог по упрощенной системе налогообложения, государственная пошлина и неналоговые доходы.
Чтобы завершить картину доходной части, скажу о федеральных средствах – их мы получаем в рамках передаваемых полномочий и на реализацию отдельных централизованных федеральных мероприятий. На данном этапе формирования бюджета нам планируется передать порядка 12 млрд рублей целевых средств в виде межбюджетных трансфертов. Таким образом, консолидированный бюджет по доходам на 2014 год прогнозируется в объеме более 170 млрд рублей, в 2016 году – 183 млрд рублей. Доходы распределятся между бюджетом республики и местными бюджетами в соответствии с законодательством – на покрытие закрепленных за уровнями власти расходных полномочий. В бюджете республики на 2014 год – это около 139 млрд рублей, на 2016-й – 147 млрд рублей.
Что касается особенностей формирования доходной части, отмечу, что имеется ряд существенных изменений, перераспределяющих доходную часть между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также изменения, отрицательно влияющие на объем доходов, которые поступят в будущие годы.
Сначала о перераспределении. С 1 января 2014 года вступают в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие изменение нормативов зачисления налога на доходы физических лиц в региональный и местные бюджеты в связи с передачей расходных обязательств в сфере дошкольного образования на региональный бюджет. С 2014 года зачисления налога на доходы физических лиц в бюджет Татарстана повышается на 10 процентов; в бюджеты муниципальных районов и городских округов в целом уменьшается на 10 процентов. Таким образом, соотношение зачислений по налогу на доходы физических лиц составит: 70 процентов – в бюджет республики, 30 процентов – в местные бюджеты.
Далее. С 2014 года мы обязаны предусмотреть передачу местным бюджетам не менее 10 процентов от акцизов на нефтепродукты. За счет этих средств муниципальные образования создадут собственные целевые фонды, средства которых будут направляться по их усмотрению на ремонт, реконструкцию и строительство дорог местного значения. В 2014 году эта сумма составит более 800 млн рублей.
Эти изменения приводят к перераспределению доходов внутри республики, между уровнями бюджетов. Вместе с тем имеются и обстоятельства, непосредственно влияющие на объем доходов консолидированного бюджета республики. Я имею в виду изменения в федеральном налоговом законодательстве.
Ряд законопроектов находится в Госдуме в стадии рассмотрения. Они вносят изменения в статьи 218, 219, 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в отношении налога на доходы физических лиц). Кроме того, ряд законопроектов направлен на снижение налога на прибыль (изменения в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса). Суммарные потери консолидированного бюджета республики в 2014 году по сравнению с 2013 годом в связи с изменениями в федеральном законодательстве оцениваются в 3 млрд рублей.
– Давайте поговорим о предстоящих расходах бюджета. Похоже, здесь не обойдется без сложностей, ведь даже в федеральном бюджете Минфином России заложено сокращение текущих расходов на 5 процентов. Какие прогнозы у нас?
– Как известно, бюджет Татарстана социально направлен. В этом выражена принципиальная позиция всех ветвей власти республики и, конечно, в первую очередь, нашего Президента. Из года в год уровень социальной направленности бюджета Татарстана растет. Вот и нынче не могли пойти на какое-либо сокращение расходов в ущерб интересам социальной сферы.
В нашем бюджете проиндексированы все социально значимые статьи расходов – публичные обязательства, стипендии, коммунальные услуги, питание, медикаменты. Предусмотрены средства на повышение заработной платы бюджетникам по майским указам Президента России. Остальные текущие расходы бюджетных учреждений запланированы на уровне 2013 года. Одновременно нам удалось сохранить инвестиционную составляющую бюджета на уровне текущего года.
Говоря о социальной направленности нашего бюджета, отмечу, что она растет не только за счет индексации первоочередных расходов, но и за счет конкретных мероприятий социального характера. Опережающими темпами растут объемы заработной платы. Расходы консолидированного бюджета на оплату труда с учетом средств обязательного медицинского страхования с начала реализации майских указов Президента РФ 2012 года вырастут к 2016-му до 108,9 млрд рублей, или более чем вдвое.
Ежегодно вводятся новые объекты социальной сферы, а также расширяются существующие. За последние три года введено 166 новых учреждений социальной сферы, открыто 10 новых зданий для медицинских учреждений, создано около трехсот дополнительных групп в детских садах. На их содержание в проект бюджета на 2014 год дополнительно включено более 1,9 млрд рублей.
В дополнение к текущим расходам учреждений социальной сферы в 2014 году планируется продолжить финансирование 23 республиканских социально значимых программ с общим объемом финансирования в 6,5 млрд рублей. Среди них: программы профилактики наркотизации, правонарушений, терроризма и экстремизма; развитие библиотечного дела; оздоровление детей и молодежи; антикоррупционной политики; стратегия развития образования; «Электронный Татарстан»; «Дети Татарстана»; поддержки малого предпринимательства; повышение безопасности дорожного движения; популяризации рабочих и инженерных профессий; обеспечение жильем молодых семей; экологическая безопасность; сельская молодежь; сохранение и развитие языков.
Отдельно заострю ваше внимание на том, что будущий трехлетний бюджет будет направлен на решение не только текущих задач, о которых шла речь, но в первую очередь на решение задач, поставленных нашим Президентом. Круг их обширен и затрагивает практически все отрасли социальной сферы. В частности, в сфере образования планируются проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения республики, реализация программ по приоритетным направлениям национальной политики, Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Татарстана. Будут реализовываться мероприятия по увеличению числа детских учреждений, продолжатся модернизация республиканских школ, поддержка системы методического обеспечения учителей, открытие новых и развитие действующих центров и кружков технического творчества, центров прикладных квалификаций для ведущих отраслей экономики, создание научно-исследовательских центров принципиально новой формации.
В здравоохранении будет реализовываться республиканская программа по развитию трансплантологии. Планируется построить и отремонтировать более 400 объектов здравоохранения, реализовать комплекс мер по привлечению и закреплению медицинских кадров на местах. Серьезное внимание будет уделено вопросам охраны детства. Ряд задач будет решаться в отраслях культуры, социальной политики, физической культуры, в средствах массовой информации.
В заключение отмечу, что исполнение бюджета в планируемые годы будет напряженным, соответственно, дефицит бюджета ежегодно может возрастать. Для покрытия дефицита нужны совместная кропотливая работа по наращиванию налогооблагаемой базы, мониторинг широкого круга налогоплательщиков, оптимизация расходов, внедрение эффективного контракта, выполнение условий «дорожных карт».