Интервью заместителя Министра финансов РФ Алексея Моисеева радиостанции «Коммерсантъ FM»
27 августа 2014 г., среда
Интервью заместителя Министра финансов РФ Алексея Моисеева радиостанции «Коммерсантъ FM»
- В Европарламенте предложили ограничить конвертируемость рубля. Что это значит?
- За последние годы мы провели ряд мероприятий, направленных на обеспечение статуса региональной резервной валюты для рубля, что предполагало достижение двух целей. Первая – обеспечение листинга в России для иностранных эмитентов, как по акциям, так и по облигациям, у нас было несколько примеров, когда иностранные компании и эмитенты, в основном из стран СНГ, выходили на российский рынок и получали листинг – это одна сторона медали. А вторая – позволить использование рубля в иностранных расчетах. На это тоже был направлен ряд мер.
Сейчас нет никаких ограничений, плюс к этому совместно с депутатами мы приняли весной поправки в законодательство, которые разрешают устранять юридические проблемы, связанные с включением рубля в список валют CLS Bank (банк международных расчетов). Это с одной стороны, а с другой – сейчас некоторые европейские банки уже предлагают своим клиентам расчеты в рублях, поскольку никаких ограничений для этого нет, а определенный клиентский спрос есть, в том числе со стороны наших соотечественников, которые, пользуясь возможностью по открытию счетов за границей, хотят, чтобы они были в рублях.
Кроме того, мы видим, что иногда международные транзакции проходят в рублях, хотя не очень часто. Возможно, Европарламент может призвать правительства (я не очень разбираюсь в уровнях европейской бюрократии, решение ли это Европарламента, скорее всего, это будет решение национальных центральных банков и правительств) запретить использование рубля по любой причине. Просто взять и запретить, сказать, что эту денежную единицу мы не считаем за валюту.
- Это же фактически продолжение санкционного давления на Россию. Понятно, что эта стратегия, наверное, планирует ударить по экономическим интересам России. Вы согласны с этим? Будет ли это серьезным ударом, если неважно кем именно (я тоже не очень разбираюсь в европейской бюрократии) решение будет принято. Ударит ли это серьезно по экономическим интересам России?
- Данная мера, скорее всего, ударит в большей степени по клиентам иностранных банков, в первую очередь европейских. Я, честно говоря, не очень вижу на данном этапе экономическую важность, кроме как для удобства пользователей данных банков. Нельзя сказать, что если вдруг европейцы запретят расчет в рублях на своей территории, у нас остановятся какие-то финансовые потоки. Другое дело, что это принесёт определенный ущерб в достижении наших целей по переводу расчетов, или увеличению объема расчётов в рублях, по экспортным поставкам. Это помешает интеграции рубля в мировую финансовую систему, и, безусловно, затормозит наш прогресс.
- А можно поподробнее по поводу перспектив рубля как региональной валюты? Об этом давно идет разговор, Вы тоже упомянули эти разговоры и обсуждения. На какой сейчас стадии этот вопрос? Есть ли консенсус? И какие перспективы, соответственно?
- На территории бывшего СССР рубль является практически наиболее стабильной валютой. Мы, конечно, говорим в первую очередь о бывшем СССР, но и также о некоторых других странах. Знаете, иногда из совершенно разных регионов, из Африки, из Южной Азии говорят, что вот мы тоже хотим оказаться в этой зоне. Российский финансовый рынок является «центром гравитации». Все-таки Московская биржа – крупнейшая биржа в Восточной Европе, с большим отрывом, которая конкурирует по объемам даже со многими биржами Западной Европы. Плюс в последнее время мы приняли ряд существенных мер, направленных на повышение удобства эмитентов и пользователей Московской биржи.
Что такое региональная валюта? Это валюта, которую люди, во-первых, используют для своих сбережений, во-вторых, которую эмитенты используют для эмиссии, в первую очередь, облигаций, потому что все-таки по акциям эмиссия валюты менее важна. Для второго, конечно, важна именно рыночная конъюнктура. В общем и целом, мы практически все меры направили на то, чтобы сделать рубль «валютоудобным», для того, чтобы пользоваться им как региональным резервом для иностранных эмитентов, иностранных сберегателей.
Второе, рубль – валюта достаточно привлекательная, и, несмотря на все страхи и опасения, достаточно стабильная. Другое дело, мы видим вообще сейчас определенное падение первичных вложений. И мы видим, что страны, которые я назвал, вообще не участвуют на первичном рынке капитала. Это связано с целым рядом факторов, связанных, в том числе, с мировой конъюнктурой. Это в определенной степени затормаживает развитие.
— По поводу национальной платежной системы, об отношениях с Visa и MasterCard расскажите, пожалуйста. Какие у нас есть вообще возможности технические, экономические и инфраструктурные для создания национальной платежной системы?
— Безусловно, перед нами стояла давно, а сейчас стоит более остро тема создания национальной платежной системы. В принципе, во многом национальная платежная система сейчас уже по факту действует. Есть два больших элемента: информационный, то есть SWIFT, Reuters Dealing, такие вещи, которые не являются национальными. И, конечно, наш расчет по карточкам, по которому прогресс, на мой взгляд, достаточно осязаемый. Я думаю, что мы идем достаточно быстро по пути построения действительно национальной платежной системы.
— Полноценной национальной платежной системы?
— Я бы сказал так: сначала платежной системы, карточной системы, независимой от международных ветров и штормов, на территории, во всяком случае, нашей страны, а второе – это уже, конечно, создание полностью национальной платежной системы. Было создано НСПК, был назначен и утвержден Национальным финансовым советом гендиректор этого НСПК – Владимир Комлев. Человек очень уважаемый, заслуженный в этой сфере. Сейчас активно идет работа над созданием технологической основы НСПК, было принято решение не брать готовых систем. Думаю, в течение года мы к этому придем.
Что касается второй части – это максимально быстрый перевод расчетов по существующим карточкам на национальную платежную систему. Если честно, это меня сейчас волнует больше всего. Это то, где мы максимально подвержены разного рода рискам. Если расчеты производятся за рубежом, то там их и могут отключить. Здесь дело не только в том, что мы хотим защитить владельцев карточек, но и в том, что не должно быть случаев, когда из-за решения кого бы то ни было за пределами России внутри России что-то происходит, в том числе в финансовой сфере. Этот тезис был декларирован и частично реализован в законе об НПС, который был подписан Президентом от 5 мая. Там, где были введены серьезные наказания за случаи отказа в обслуживании владельцев карточек по причине, которая не связана с нарушениями правил платежных карт, по решениям, которые не приняты внутри России.
Кроме того было разработано промежуточное решение – перевести расчеты на национальную инфраструктуру, то есть чтобы расчеты производились на инфраструктуре национально значимых платежных систем. Сейчас мы ожидаем, что это будет реализовано в течение второй половины этого года, и все наши внутренние расчеты по карточкам, в том числе Visa и MasterCard будут производиться с использованием нашей внутренней инфраструктуры.
- Это никак не ограничит, не ущемит, не изменит жизнь обладателей карточек?
- Никак. Большинство людей даже не подозревает, что многие транзакции именно так обрабатываются.
До конца года мы должны обеспечить перевод расчетов по существующим карточкам на инфраструктуру национально значимых платежных систем, где-то в течение года-полутора мы должны создать национальную систему платежных карт.
- Есть еще одна тема – это запрет рейтингования российских банков, попавших под санкции, международными агентствами.
- Мы продолжим наш путь, по которому идем уже в течение нескольких месяцев по поэтапному исключению рейтингов из нашей жизни. К сожалению универсальной замены нет. Мы продумали, как мы будем заменять рейтинги для кредитных организаций. Мы подготовили и правительство приняло два постановления по размещению временно свободных средств госкорпораций и фондов, где мы прописали, что права по размещению средств на депозиты в банках ограничиваются размером капитала этих банков, минимальная планка – 10 млрд рублей, дальше идет ранжирование: чем больше капитал – тем больше лимит. Мы прорабатываем этот подход и для размещения временно свободных остатков ПФР и Казначейства, инвестдеклараций ГУК и ЧУКов.
Остается проблема, связанная с рейтингами для некредитных организаций, которые не принято в мире оценивать по капиталу. Эта проблема перетекает в проблему, связанную с облигациями. Здесь мы разрабатываем промежуточное решение, связанное с тем, что, если у вас был рейтинг, который вам позволял быть объектом инвестиций пенсионного фонда, но потом вы потеряли в связи с событиями, не связанными с вами, то тогда в течение определенного периода времени, мы разрешим вам оставаться в этом «портфеле», исходя из прежнего рейтинга. Это решение временное, по определению, потому что, если его не ограничить по времени, то можно следить за крушением рейтингов тех или иных компаний. Это не финальное решение, в отличие от капитала банков.
В дальнейшем, конечно же, необходимо создание внутренней экспертизы, есть некоторые примеры того как это делается, здесь, к сожалению, у нас есть негативный опыт по использованию существующих национальных рейтинговых агентств. Я против использования только национальных рейтинговых агентств, другое дело, что есть разные мировые опыты, есть разговор о создании международного рейтингового агентства, есть международный пример, когда центробанком страны создается такая экспертиза. Но такие решения реализуемы в среднесрочной перспективе.
- "Закредитованность россиян" – еще один заголовок, на который я обратил внимание, насчет просроченной задолженности, которая вроде как растет-растет, достигает каких-то настолько существенных сумм, что они уже имеют какое-то значение для экономики в макроэкономическом смысле?
- Я как-то был свидетелем одного разговора в крупном магазине, где девушка совершала покупку в кредит. Когда все документы были подписаны, а это случилось буквально в считанные минуты, она спросила: «Кстати, какая ставка?». Девушка с другой стороны стола ответила: «Где-то там… то ли 20%, то ли что-то такое, я не помню». На том они и разошлись, девушка взяла кредит и пошла. А ведь ставка вполне могла быть и 70%. Уверен, что этот случай не единичный. Так вот, если человек не посмотрел на условия, не рассчитал свою зарплату, или рассчитал, но потом потерял работу, или еще что-то случилось, то, что ему делать? Сейчас, по сути, это вопрос переговоров между банком, коллекторским агентством и гражданином. К сожалению, в этой сфере разговор зачастую все еще идет «по понятиям»: банк может простить, а может не простить. Что касается коллекторских агентств, то мы, конечно, ввели ограничения против их незаконной деятельности, но, кроме запрета звонить после 10 часов вечера и раньше 8 часов утра, агентства могут ограничения и обойти. Поэтому для гражданина, который уже не в состоянии оплачивать свои долги, должен быть выход, нельзя запирать ситуацию. Сейчас Государственная Дума готовит ко второму чтению законопроект о так называемом персональном банкротстве. Суть его в том, что, если человек не может платить долг, превышающий определенную сумму, то он может быть признан банкротом и начать, так сказать, с «чистого листа». Что касается суммы, то она обсуждается, это будет где-то от 50 000 до 300 000 рублей. Много говорилось о рисках такого нововведения. С одной стороны граждане могут начать брать кредиты, а потом идти на банкротство, фактически отказываясь выплачивать кредит. С другой стороны признанный банкротом гражданин не сможет пять лет брать кредит, а значит, в случае просрочек банк может начать его шантажировать: «Не заплатишь сейчас – объявим банкротом». Поэтому я считаю, что сумма кредита, с которой можно говорить о банкротстве, должна быть ближе к 300000 рублей, тогда шансы к злоупотреблениям будут меньше, да и граждане к таким суммам относятся аккуратнее.
При этом хочу обратить внимание, что законопроект о персональном банкротстве должен рассматриваться параллельно с законопроектом о финансовом омбудсмене. Его Правительство внесло в Госдуму, Дума провела первое чтение, я надеюсь, осенью уже будет принимать. Согласно ему, к омбудсмену можно будет обращаться, когда человек считает, что против него были злоупотребления со стороны финансовых организаций, причем не только банков, но и страховых компаний. То есть это будут две стороны защиты гражданина: с одной стороны - через омбудсмена от злоупотреблений банков и других финорганизаций, с другой – через суд и банкротство.
- Ваше мнение о курсовой политике, которую проводит ЦБ?
- По курсовой политике все понятно, я думаю, ЦБ совершенно справедливо проводит дальше политику по либерализации курса. Считаю, что мы выйдем на заявленный в виде основных направлений единой государственной денежной политики либерализации, полного перехода на плавающие курсы в 2015 году, и это правильно.
- Вопрос относительно инфляции, ожидания?
- Я думаю, что здесь мы видим, Банк России ведет активную борьбу с инфляцией. Мне кажется, что направленность Банка России побороть инфляцию, на мой взгляд, не оставляет инфляции никакого шанса.
По итогам 2024 года в доход бюджета Республики Татарстан поступили межбюджетные трансферты из федерального бюджета и федеральных фондов в общей сумме 88,9 млрд рублей, в том числе:
По итогам 2024 года поступления акцизов в консолидированный бюджет Республики Татарстан составили 44,6 млрд. рублей (101,3% от плановых назначений), в том числе:
В 2025 году в рамках постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.05.2020 № 387 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в республике продолжится реализация мероприятий по комплексному развитию сельских территорий.
По итогам 2024 года в консолидированный бюджет Республики Татарстан налог на доходы физических лиц (НДФЛ) мобилизован в сумме 191,5 млрд.рублей, в том числе в бюджет РТ – 133,9 млрд.рублей, в местные бюджеты – 57,6 млрд.рублей.
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER