Законопроект о бюджете Республики Татарстан на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годов принят сегодня на заседании Государственного Совета в первом чтении. Поправки к Основному финансовому закону республики будут приниматься до 12 ноября, затем документ рассмотрят во втором чтении.
Первое чтение – важный этап рассмотрения бюджета, поскольку именно в этот период утверждаются общие финансовые показатели (размер доходов и расходов, объем дефицита, предел государственного долга). Кроме того, предметом обсуждения становится прогноз социально-экономического развития Татарстана на очередной финансовый год и плановый период.
Основной финансовый закон республики сверстан в непростых экономических условиях - низкие цены на нефть и ослабление курса рубля.
В основу проекта бюджета Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов заложены следующие показатели социально-экономического развития:
• рост валового регионального продукта на 3,1% в 2017 году, на 4,2 % и 3,1 % в плановом периоде;
• рост индекса промышленного производства на 5,1 % в 2017 году, на 6,5 % и 2,9 % в плановом периоде;
• рост фонда заработной платы на 4,7 % в 2017 году, на 5,4 % и 5,2 % в плановом периоде;
• рост индекса потребительских цен на 4,9 % в 2017 году, на 4,4 % и 4,1 % в плановом периоде;
• экспортная цена на нефть: 40 долларов за баррель в 2017 – 2019 годах;
• курс доллара: 65 рублей в 2017 году, 64,6 и 64,1 рублей в плановом периоде;
• инфляция: 4,9 % в 2017 году, 4,4 % и 4,1 % в плановом периоде.
«Российская экономика частично адаптировалась к современным условиям», - подчеркнул министр экономики республики Артем Здунов, анализируя показатели. При этом основной рост в следующем году, по мнению профильного министерства, дадут обрабатывающие производства. Планируется наращивание объемов нефтяной продукции и транспортных средств. Туристический поток возрастет в 1,2 раза. По многим отраслям, в том числе, в строительстве прогнозируется сохранение показателей этого года. Доля инвестиций составит 33 – 34% (для сравнения в целом по России - 20%).
В муниципалитетах ставка делается на создание промышленных площадок. Руководитель Фракции КПРФ Хафиз Миргалимов поинтересовался эффективностью данного инструмента. «Промплощадки мы будем строить практически во всех районах, - ответил на вопрос депутата Артем Здунов, - это, прежде всего, рабочие места для наших граждан».
Основные параметры бюджета Республики Татарстан на 2017 – 2019 годы.
На 2017 год доходы запланированы в сумме 166 786 326,6 тыс. рублей (по сравнению с первоначальными плановыми показателями 2016 года больше на 3,9 %), на 2018 год– 172 236 790,1 тыс. рублей, на 2019 год – 175 944 206,5 тыс. рублей.
Расходы на 2017 год запланированы в сумме 174 353 309,9 тыс. рублей (по сравнению с 2016 годом больше на 4,8 %), на 2018 год – 185 774 890,3 тыс. рублей, на 2019 год – 191 076 853,8 тыс. рублей.
Дефицит бюджета Республики Татарстан на 2017 год запланирован в сумме 7 566 983,3 тыс. рублей. Причем, в последующие годы бюджетный дефицит будет только расти (в 2018 г. – 13,5 млрд., в 2019 г. – 15,1 млрд. рублей).
Как отметил в своем докладе министр финансов республики Радик Гайзатуллин, проект бюджета проработан совместно с Министерством экономики, налоговой службой, отраслевыми министерствами, предприятиями; проведены расчеты по прогнозу отдельных налогов, рассматривались предложения муниципалитетов по формированию доходной части местных бюджетов. «В результате совместной работы с муниципальными образованиями прогноз по объемам доходов местных бюджетов согласован без разногласий», - доложил министр.
Наиболее объемными доходными источниками бюджета в 2017 году по-прежнему остаются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и налог на имущество организаций. Данные налоговые поступления составляют 78% доходной части республиканского бюджета и 73% - консолидированного.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан в 2017 году прогнозируется в сумме 64,3 млрд. рублей, в бюджет республики – 45 млрд. рублей.
Что касается налога на прибыль, Радик Гайзатуллин подчеркнул, что при расчетах были использованы данные бизнес – проектов крупных и средних организаций республики (всего 151-но предприятие, которые платят в бюджет порядка 60% налога на прибыль). По этим данным, налог на прибыль прогнозируется в объеме 63 млрд. рублей.
План по акцизам в 2017 году составляет 25,1 млрд. рублей (республиканский бюджет). Прогнозируется поступление налога на имущество организаций в сумме 21,5 млрд. рублей. Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, оценивается в сумме 1 млрд. рублей.
Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Его поступления в 2017 году прогнозируются в размере 6,8 млрд. рублей. Поступления транспортного налога оцениваются ежегодно в размере 3,5 млрд. рублей.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 8 млрд. рублей, бюджета Республики Татарстан – 3,7 млрд. рублей.
Министр финансов сегодня не обозначил объем участия Татарстана в федеральных программах и прочие поступления из федерального бюджета, поскольку федеральный бюджет еще только внесен в Государственную Думу, но не принят. «Федеральные средства будут учтены в бюджете республики поправками во втором чтении», - уточнил Радик Гайзатуллин.
Несмотря на непростые экономические условия, республиканский бюджет остается социально-направленным. В приоритетах бюджетной политики Татарстана - безусловное выполнение социальных обязательств, достижение более высоких стандартов качества жизни татарстанцев, повышение эффективности работы системы государственного и муниципального управления.
Социальную направленность Основного финансового закона Татарстана удалось не только сохранить, но и усилить. В бюджете предусмотрены средства на повышение зарплаты бюджетникам и студенческих стипендий. Заработная плата основным категориям работников бюджетной сферы, обозначенным в майских указах Президента Российской Федерации, повышается в соответствии с «дорожными картами». Первоочередные и социально значимые расходы в 2017 году составят 70,1% от общего числа расходов. В 2019 году они достигнут 72,2 процента.
В 2017 г. расходы на социально-культурную сферу в консолидированном бюджете предполагается увеличить на 6,6 млрд. руб. (105,2%), в том числе по разделам:
• образование – на 3,2 млрд. руб. (104,4%);
• здравоохранение – на 1,6 млрд. руб. (111,6%);
• социальная политика – на 1,0 млрд. руб. (103,2%);
• культура – на 0,8 млрд. руб. (109,1%).
Планируется продолжить финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении последних лет, с общим объемом 5,1 млрд. рублей.
В условиях введения ограничений на ввоз продовольственных товаров из целого ряда стран, которые ввели санкции в отношении РФ, республика наращивает объемы финансирования сельского хозяйства до 8,5 млрд. рублей.
Еще одна особенность бюджета республики на 2017 год - сбалансированность всех 956 местных бюджетов (2 городских округа, 43 муниципальных района и 911 поселений). Весь объем дефицита придется на республиканский бюджет, а муниципальные бюджеты останутся бездефицитными.
Общий объем трансфертов местным бюджетам в 2017 году составит 43,8 млрд. рублей, в 2018 году – 45,7 млрд. рублей, в 2019 году – 47,3 млрд. рублей.
Государственный долг Республики Татарстан в 2017 году составит 95,1 млрд. рублей, в том числе государственная гарантия – 10,2 млрд. рублей и кредиты из федерального бюджета – 84,9 млрд. рублей, из которых 66,9 млрд. рублей реструктурированы до 2023 года.
Отвечая на многочисленные вопросы депутатов, министр финансов отдельно подчеркнул, что проект бюджета республики на ближайшие три года отражает задачи, поставленные в Стратегии – 2030. «Не стопроцентно, конечно, но тенденции таковы», - уточнил Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин.
Председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин, выступая с содокладом, обратил внимание коллег на новые сценарные условия, в которых верстался бюджет. Тем не менее, Татарстан возвращается к трехлетнему прогнозированию. Глава парламентского комитета оценил бюджет, как «жесткий, но все-таки социально-направленный».
Анализируя Основной финансовый закон республики, Председатель Счетной палаты Татарстана Алексей Демидов отметил, что «бюджет республики на 2017 год сбалансирован, по уровню госдолга Татарстан находится вне зоны риска, расходы на его обслуживание рассчитаны по достаточно низким ставкам». Кроме того, Алексей Демидов обратил внимание депутатов на тот факт, что бюджетом предусмотрена реализация двух новых социально-значимых проектов - по развитию и содержанию инфраструктуры садоводческих, огороднических и дачных обществ (550 млн. рублей на 2017 год) и проекта «Приемная семья для пожилого человека» (3 млн. 700 тысяч рублей).
В целом депутаты поддержали проект бюджета на следующий финансовый и последующие два года, однако в своих выступлениях обратили внимание на некоторые статьи, которые требуют дополнительного финансирования.
В частности, Председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев, напомнил, что «на прошлой сессии Государственного Совета возник жаркий спор по вопросу утверждения нормативов финансирования образовательных организаций». «Нехватка в детских садах педагогов для обучения детей на двух государственных языках, ведения уроков музыки и физкультуры, не может положительно сказаться на воспитании будущего поколения, а значит и на будущем нашего общества, - подчеркнул Разиль Валеев, - для того, чтобы наши граждане стали воспитанными, образованными и высоконравственными, необходимо сегодня давать нашим детям качественное образование и хорошее воспитание. Мы подробно изучили этот вопрос с привлечением представителей министерства, специалистов и депутатов, наш Президент также дал свои распоряжения по решению данной проблемы. Осталось только претворить все это в жизнь».
В очередной раз сегодня подняли вопрос низких гонораров деятелей литературы и искусства. «Необходимо понять, что гонорар – не подаяние или не премия, а оплата труду, зарплата. Наверное, пришло время кардинально решить этот вопрос», - предложил глава парламентского комитета.
Депутат Елена Кузьмичева предложила увеличить финансирование мероприятий, направленных на охрану труда.
Председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Рафис Бурганов проанализировал прогноз социально-экономического развития Татарстана и отметил, что «в последние годы становится ощутимым вклад в экономику республики двух отраслей - туризма и IT». При этом глава парламентского комитета полагает, что «изменение структуры экономики в сторону высокотехнологичных производств усилит ее устойчивость».
Главной задачей бюджета на 2017 год он назвал оказание помощи реальному сектору экономики в этих непростых условиях и призвал направлять дополнительные доходы на реализацию инновационных проектов, техническое перевооружение действующих производств и адресную поддержку эффективно работающих предприятий малого и среднего бизнеса.
После обсуждения законопроект о бюджете был принят в первом чтении.