Социальность бюджета подтверждают цифры

28 октября 2014 г., вторник
В течение второй декады октября в парламенте Татарстана проходит активное обсуждение проекта бюджета на 2015 – 2017 годы. В установленные сроки он обсужден на семи заседаниях комитетов Госсовета, парламентских слушаниях, зональных совещаниях в Высокой Горе, Буинске, Нижнекамске, Чистополе. Обсуждение проходит при полных залах. Такое оперативное и  широкое обсуждение бюджета проходит за последние годы впервые. Чем это вызвано? Этот и другие вопросы мы задали главному разработчику бюджета - министру финансов Радику Гайзатуллину.
 
– Радик Рауфович, чем вызван столь большой общественный интерес к проекту бюджета?
– Из моей практики работы в финансовой системе, насколько я помню, обсуждение проекта бюджета всегда проходило с привлечением управленческих структур различного уровня и профиля, общественности и специалистов из разных отраслей социально-культурной сферы и промышленности. Бюджет обсуждался на уровне министерств, ведомств, районов, городов, сельских поселений, отдельных предприятий и организаций. Далее следовал уровень Правительства, Президента и Парламента. Все эти этапы ежегодно присутствовали при обсуждении бюджета и отличались только формами и методами обсуждения. Например, вместо двух-трех зональных совещаний могли быть проведены более четырех  кустовых совещаний в различных регионах республики.
По моему мнению, в текущем году интерес к бюджету вырос по причине сегодняшней достаточно неопределенной экономической ситуации, когда каждый ищет ответ на вопросы перспективного характера  - достаточно ли в бюджете средств для удовлетворения первоочередных потребностей социальной сферы, будут ли сохранены социальные льготы, каковы  возможности бюджета по реализации проектов  инвестиционного характера.
Здесь я должен отметить активную, заинтересованную позицию общественности и депутатов на парламентских слушаниях и зональных совещаниях и выразить благодарность за интересные, творческие вопросы и постановку проблем, направленных на развитие республики. Все эти предложения взяты в работу, и по каждому из них будет выработана определенная позиция.
 
Радик Рауфович, как вы оцениваете необходимость изменения бюджета в связи с выступлениями отдельных депутатов в стенах  Государственного Совета, по вопросу неопределенной экономической ситуации?
— Опыт работы по исполнению бюджета в условиях сложной экономической ситуации у нас имеется. За прошедшие десятилетия, как бы сложно не было в отдельные годы, республика всегда выполняла взятые на себя обязательства, и постоянно наращивала свой экономический потенциал. Мои слова – это не голый оптимизм, а реальные динамические показатели социально-экономического развития, которые республика сегодня демонстрирует, и которые обеспечивают устойчивость и сбалансированность бюджета.
Если взять один сегмент состояния экономики – стоимость нефти, о котором говорят отдельные депутаты, то можно сказать, что сегодня он стоит 83 $ за баррель, тогда как средняя цена на январь – сентябрь составляет 106 $ - и это выше заложенных в бюджет параметров. По оценке МВФ и Минэкономразвития РФ текущее снижение цен на нефть является краткосрочным. В среднесрочной перспективе нефть будет стоить 100 $ за баррель. По нашим совместным расчетам с Татнефтью, резких выпадающих доходов у республики не будет. Нефть дешевеет, но курс доллара эту потерю частично восполняет, увеличивая выручку нефтяников.     
Что касается вопроса о влиянии неопределенной экономической ситуации  на объемы бюджета 2015 года, то хочу сказать, что даже при определенном уменьшении доходной части бюджета мы однозначно придерживаемся курса, заявленного нашим Президентом: ни одна социальная программа, публичные обязательства, социальная помощь в республике в следующем году не будут прекращены. Средства на эти цели в бюджете предусмотрены. И здесь наша обязанность — обеспечить социальную направленность бюджета финансовыми ресурсами.
Сегодня можно смело сказать, что основная концепция бюджета, как социально направленного, поддерживается депутатами Государственного Совета. Над улучшением его структуры по предложениям комитетов, депутатов, муниципальных образований, профсоюзов и граждан республики мы сейчас и работаем. Имеющиеся на сегодня предложения в основном направлены на необходимость финансирования отдельных узких мест в бюджете, где традиционно в силу нехватки доходов недостает средств. Это приобретение оборудования, капитальный ремонт, строительство.
 
 
— Понятно, что бюджет имеет определенную гибкость и можно выбирать приоритеты финансирования в ситуации, когда доходы поступают не в полной мере. Можно согласиться, что данная ситуация сегодня носит лишь прогнозный характер и может не осуществиться в следующем году. А как исполняется бюджет в этом году? Влияет ли на него общеэкономическая ситуация?
- Итоги исполнения бюджета за 9 месяцев текущего года в целом удовлетворительны. Но все же по некоторым позициям доходной части у нас есть опасения. Например, налог на прибыль поступил в бюджет Республики Татарстан в сумме 43,8  млрд. рублей. При наличии положительной динамики поступлений налога на прибыль, растет количество предприятий, снижающих платежи по налогу. Из тысячи предприятий, которые мы анализировали, 577 снизили платежи по налогу на прибыль. Объем снижения налога по этим организациям за 9 составил месяцев 7 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы ожидаем, что в 4 квартале налога на прибыль снизится примерно на 2,8 млрд. рублей.
Поступления акцизов в консолидированный бюджет Республики Татарстан за январь-сентябрь 2014 года составили 14,2 млрд.рублей. Несмотря на положительную динамику мобилизации акцизов в целом, наблюдается снижение поступления акцизов на нефтепродукты.
По остальным налогам ситуация более стабильная.
Налог на доходы физических лиц ожидается в пределах плана.
Земельный налог поступил в местные бюджеты в сумме 4,9 млрд.рублей. Неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет республики в сумме 10,6 млрд.рублей.
Поступившие за 9 месяцев доходы позволили полностью выплатить заработную плату с начислениями и профинансировать запланированные расходы бюджетов всех уровней республики.
Расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан составили 157,2 млрд. рублей, бюджета республики – 137,8 млрд. рублей. Расходы местных бюджетов за 9 месяцев 2014 года с учетом межбюджетных трансфертов составили 48,1 млрд. рублей.
Конечно же, в дальнейшем общеэкономическая ситуация может повлиять на исполнения бюджета республики. Но все же, даже при условиях уменьшения доходной части консолидированного бюджета и учитывая его дефицит, нам нужно приложить все усилия для исполнения главного финансового документа в текущем году.
 
- Радик Рауфович, мы несколько отклонились от основной темы нашей беседы – бюджете на 2015 год. Как шла работа над формированием бюджета на следующий год и каковы его основные показатели?
- Работа над бюджетом началась с марта месяца. Первым делом мы сформировали доходную часть, проанализировали новшества в федеральном и республиканском налоговом и бюджетном законодательстве, уточнили объемы поступлений от бюджетообразующих предприятий. Так, на доходную часть негативно повлияют такие федеральные новшества, как отмена ранее предусмотренного повышения ставок акцизов на алкогольную продукцию и пиво, снижение ставок акцизов на нефтепродукты, исключение из налогооблагаемой базы вновь вводимого движимого имущества и амортизационной премии.
Наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций, составляющие от общей суммы доходов в консолидированном бюджете 70 процентов и в бюджете республики – 75 процентов.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан в 2015 году прогнозируется в сумме 58,9 млрд. рублей, в бюджет республики – 41,2 млрд. рублей. Налог на прибыль прогнозируется в размере 50,2 млрд. рублей. Прогноз поступления акцизов на 2015 год в консолидированный бюджет Республики Татарстан составляет 13,8 млрд. рублей. налог на имущество организаций в 2015 году прогнозируется в размере 18,7 млрд. рублей. Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, в 2015 году оценивается в сумме 731 млн. рублей.
Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Его поступления в 2015 году прогнозируются в размере 6,3 млрд. рублей. Поступления транспортного налога в 2015 году оцениваются в размере 3 млрд. 550 млн. рублей. Поступление по налогам на совокупный доход в 2015 году прогнозируется в сумме 7,0 млрд. рублей.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются на 2015 год в объеме 7,9 млрд.рублей, бюджета Республики Татарстан – 3,1 млрд. рублей.
В проекте бюджета учтены целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 13,9 млрд. рублей. Эта сумма будет уточняться в 2015 году по мере распределения федеральными министерствами централизованных ассигнований, предназначенных для финансирования федеральных государственных программ.
Далее мы формируем расходную часть бюджета. Каждое министерство, ведомство, муниципалитет используя нормативную базу обосновывает объем своих расходов. По каждой расходной позиции проводится тщательный анализ: каждая копейка, каждый рубль имеет свое целевое  назначение.
В структуру расходов консолидированного бюджета Татарстана заложены федеральные макроэкономические индексы – дефляторы. Среди них повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в рамках реализации Указов Президента России от 7 мая 2012 года, индексация публичных обязательств, продуктов питания и приобретения медикаментов с 1 января на 5 процентов, повышение стипендий с 1 сентября на 5 процентов, индексация коммунальных услуг с 1 июля на 6 процентов.
Нужно отметить, что объемы заработной платы растут опережающими темпами. Ее удельный вес к 2017 году составит почти половину доходов консолидированного бюджета.
Расходы на оплату труда в консолидированном бюджете с начала 2012 года, то есть с начала реализации майских Указов Президента Российской Федерации, к 2017 году вырастут до 97,4 млрд. рублей или более чем в 2 раза.
В расходной части бюджета ежегодно увеличиваются первоочередные и социально-значимые расходы. В плановом бюджете на 2014 год они составляли 67 %, к 2017 году – достигнут 80 %.
В 2015 году планируется продолжить финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объемом ассигнований в 6,2 млрд. рублей.
Расходы социальной сферы в консолидированном бюджете занимают в 2015 году 68%, в 2017 году вырастут до 72%.
Таким образом, цифры подтверждают приоритетность социальной направленности сформированного нами проекта бюджета Республики Татарстан на 2015 – 2017 годы.
Исходя из вышеназванных параметров, доходная часть консолидированного бюджета на 2015 год прогнозируется в объеме 181,6 млрд. рублей, расходная –186,9 млрд. рублей. Бюджет республики на 2015 год по доходам определяется в сумме 147,6 млрд. рублей, по расходам – 153,0 млрд. рублей с дефицитом в 5,4 млрд. рублей.
 
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International